Какие бы характеры и образы не создавал актер, неоспоримым остается одно – он был мастером перевоплощения.
Его можно назвать по-разному: солдатом, боцманом, грузчиком, комиссаром Фурмановым, моряком Железняковым. И это было бы правдой: заслуженный артист РСФСР Борис Владимирович Блинов не играл эти роли, а жил ими.
Не имея актерского образования, Борис с 1929 года играет в Ленинградском ТЮЗе. Роль маленькая, но он на большой сцене. Красноармеец в «Винтовке № 492116» был таким убедительным, что его заметили и полюбили многие театралы, артисты и преподаватели. С особой симпатией к Блинову относился Б. В. Зон, на курсе которого начинающий актер был вольнослушателем.
Молодость Бориса пришлась на то время (а родился он в 1909 году, 19 апреля, в Санкт-Петербурге), когда слова «рабочий» и «пролетарское происхождение» были высокими титулами. Ими гордились. И тщательно скрывали все, что не подходило под образ представителя гегемона. Борис рассказывал, что его отец служил извозчиком, а сам он работал грузчиком в порту, но никогда не вспоминал, что учился в немецкой школе «Петер Шуле». Да и какая разница. Его талант и правдивость на сцене перекрывали все «компрометирующие» нюансы биографии.
Актерская жилка проявилась у Бориса в кружке при Ленинградском торговом порте, откуда его и привела на сцену ТЮЗа Е. В. Елагина.
Первая роль, сыгранная, а вернее сказать, прожитая Блиновым на сцене, была хоть и эпизодической, но заслуживала внимание зрителей, захватывала их и вызывала бурю аплодисментов.
В опустившейся абсолютной темноте зала вспыхивает яркий луч. Прорезая пространство, он высвечивает солдата с винтовкой в руках под развевающим красным знаменем. Могучая фигура застыла и кажется, что герой абсолютно спокоен. Но это только кажется! Выдает скрываемое волнение вздымающаяся грудь, вздрагивающие ноздри, шумный вдох и выдох. Солдат вот-вот начнет говорить. Зритель замирает в ожидании, но на сцене - тишина. Напряжение в зале достигло апогея. Хочется крикнуть: «Говори! Не бойся.» И когда фраза готова сорваться с губ присутствующих, красноармеец негромко, с хрипотцой и явным вятским акцентом произносит первую реплику. Затем умолкает, от волнения сжимая зубы. Желваки на скулах выдают нервное напряжение. Снова реплика… Когда Присяга прочитана вся, зритель срывается с места. Тишину взрывают овации.
Таким ярким было начало творческой жизни знаменитого актера. Дальше были другие роли. Маленькие и большие. По словам игравшего с Блиновым на одной сцене Петра Кадочникова, не всегда все получалось. Почему же Борис был окружен всеобщей любовью и обожанием сослуживцев театра, драматургов, самого худрука и учителя Бориса Вольфовича Зона? Он был необычен, самобытен и главное, разный. Когда на сцену выходил Блинов, свободные и занятые в спектакле актеры бежали в оркестровую яму и с замиранием ждали чего-то особенного. От Блинова ожидали сюрпризов. И получали.
В пьесе «Первая вахта» (драматург Вальде) Бориса утвердили на роль пожилого боцмана. И вот сцена. Солнечная погода, палуба корабля. Боцман учит курсантов, как вязать узлы. Делает замечание. Один из курсантов смеется громче товарищей (его играет молодой актер Павел Кадочников) и это замечает старый морской волк. Курсант замирает. Наклонившись, он пытается сделать работу правильно и жует попавшую в рот крошку (в сценарии не предусмотрена крошка). Боцман подходит и, вопреки реплике по сценарию громко кричит: «Курсант Египко!» Кадочников вскакивает, не понимая, что случилось. Дальше шла импровизация. Блинов так вжился в роль, что не играл, а жил и чувствовал себя боцманом. После не предусмотренных сценарием фраз и смеха в зале и оркестровой яме, откуда за игрой следили коллеги, он ушел, бурча себе под нос: «персмеханчик еще тожа…». Зал взорвался хохотом. Смеялись в оркестровой яме и за кулисами. Явная «отсебятина» так точно описывала сущность курсанта Египко, что вместо неудовольствия драматурга, была им с радостью одобрена и внесена в текст пьесы.
Сыгранные Блиновым роли в театре заслужили всеобщее признание и любовь зрителей. Он работал много, всегда с искренностью и правдивостью, которая так ценится в работе актера. Образы, которые он создавал на сцене и съемочной площадке, всегда отличались редким сочетанием мужественности, твердости, волевой стойкости с одной стороны, и деликатностью, мягким отношением к другим, удивительным лиризмом - с другой.
Утвержденные роли Мезгиря в «Снегурочке» А. Н. Островского, Балды в «Сказке о попе и работнике его Балде», А. С. Пушкина, Карла Моора в «Разбойниках» Шиллера, ткача Основы, во «Сне в летнюю ночь» Шекспира, Силы Грозного в пьесе А. Н. Островского «Правда хорошо, а счастье лучше» стали незабываемыми образцами актерского мастерства.
У Бориса Владимировича слава не только театрального актера. В Советском Союзе не было мальчишки, не посмотревшего фильм «Чапаев», где Блинов сыграл комиссара Фурманова (1934 год). Его роль, ставшей эпохальной, была тем знаком отличия, высокой наградой, которую присвоил актеру народ. И по которой его знали в стране.
Но для того, чтобы создать на экране неповторимый образ, нужно самому актеру иметь качества яркой индивидуальности. И этим всем обладал Блинов. Неутомимый романтик, лирик, неугомонный и увлекающийся, задушевный, сердечный, простой и в то же время азартный, с небывалой удалью и размахом – таким был великий актер, 109 годовщину со дня рождения отмечают в апреле его поклонники.
В редкие минуты отдыха он перечитывал Пушкина, произведения которого не только любил, но и многое знал наизусть.
Его тянуло к природе, в деревню. Восхищался пейзажами Левитана, находя в них созвучную своей, любовь к природе. Блинов черпал в этой красоте творческое вдохновение, и силы работать.
Правдивый в жизни и на сцене, Блинов не допускал фальши и на съемках. Эвакуировавшись в Алма-Ату в 1941 году, он продолжал сниматься.
1943 год. Его новая роль – Николай Ермолов (фильм «Жди меня», режиссер А. Б. Столпер). Борис часто общается с военными, особенно с летчиками. Дружба его с Белоусовым, пилотом, повторившим судьбу Маресьева, помогла прочувствовать образ своего героя до конца и стать солдатом в жизни. Стойким и выносливым. Даже заболев тифом, когда съемки подходили к концу, он не сдавался. Ободрял коллег и играл так, что окружающие не замечали его температуры за 40 градусов. Закончив съемку, актер слег, но все равно сам успел озвучить картину.
Борис Владимирович ушел из жизни совсем молодым, ему было всего 34 года (Алма-Ата, 13.09.1943).
Слава герою, который мужественно боролся со своей болезнью, бросив вызов своей судьбе и не покинул боевой пост...
Понравилась статья? Что бы не пропустить следующую, подпишись на канал или на страницу своей социальной сети: Facebook, Вконтакте, Twitter, Одноклассники. Мы будем встречаться чаще :)