Найти тему
звезда ру

Геноцид Армян,как это было?

На первой фотографии изображены трупы армян Трабзона, около которых стоит один из священников, сопровождавших российскую армию во время военной кампании. Он читает молитву за упокой души погибших армян. Позади него стоит русский офицер в военной форме, остальные трое – гражданские лица, возможно местные жители.

-2

Зимой 1915 года, после поражения турок в Сарикамыше, российским войскам удалось установить контроль во многих районах Западной Армении, и в конце 1916 года укрепить позиции от Черного моря в сторону Келкита (Гайгет)- Эрзинджана-Битлиса-Муша-Вана. Русские солдаты и офицеры становились свидетелями ужасных зрелищ по всей территории Западной Армении, в частности, в бывших армянонаселенных деревнях городах, в их окрестностях, под мостами и на дорогах. Повсюду были человеческие трупы, скелеты и кучи черепов…Это были трупы заколотых, расстрелянных, сожженных, брошенных в Черное море и реки армян.

Кости жертв Геноцида находились под открытым небом, подвергнутые тлетворному воздействию солнца и природных стихий. Во время затишья в военных действиях, русские солдаты и армянские добровольцы по мере возможности пытались захоронить тела погибших армян.

Летом 1915 года на побережье Трабзона было невозможно плавать, из-за обилия тел утопленных армян.

«Я стал свидетелем горя, слез, анафем и многочисленных самоубийств армян, смертей по причине страха, сожжений заживо, расстрелов, сотни тел, разбросанных в домах и на улицах…Молодых женщин насильственно исламизировали, детей похищали у родных и топили в Черном море и в реке Дегирмен… Это мои последние нестираемые воспоминания о Трабзоне, воспоминания, которые даже спустя месяц после произошедшего терзают мою душу и доводят меня до сумасшествия», - говорил консул Италии в Трабзоне Джакомо Горини.

На фотографии справа жительница Вана, потерявшая всех членов своей семьи, в окрестном лесу Первопрестольного Святого Эчмиадзина. Тела жертв заворачивали в белые простыни для дальнейшего предотвращения распространения эпидемии тифа.

Фотография получила название Despair («Отчаяние»): мать в окружении трупов своих пятерых детей, завернутых в белые простыни. Это одна из типичных сцен Геноцида армян. Об этом также свидетельствуют мемуары и документальные материалы представителей иностранных миссий, организаций по опеке сирот и уходу за больными.

В 1915 году десятки тысяч армянских жителей Вана и окрестных деревень, которые чудом спасли от кровавой резни, вместе с отступающими российскими войсками направили в сторону Восточной Армении.

По дороге караван беженцев периодически подвергался нападениям со стороны курдских воинственных племен, погибало много людей. Обосновавшись в Эриванской провинции Российской империи, большая часть беженцев собралась в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и на окрестных территориях: в летний зной среди беженцев начались эпидемии малярии и тифа, которые унесли тысячи жизней.

-3

На фотографии слева немецкие военные, служившие на территории Османской империи в годы Первой мировой войны, которые сфотографировались рядом с останками армян, зверски убитых около Экимхана. Известна также дата, когда была сделана фотография – 18 ноября 1918 года.

Немецкие военные отдали негатив фотографии для проявки армянскому фотографу Цолаку Дилдиляну.

Фотография и ее негатив имеют интересную историю: после того, как притворно принявший ислам армянский фотограф Цолак Дилдилян проявил и отдал фотографию немецким военным, он решил сохранить на память негатив, считая, что среди убитых людей, изображенных на фотографии, могут быть останки его родных, убитых в том же месте в середине 1915 года.

По всей видимости, немцы дали свое согласие, поскольку сохранение фотографии в тайне уже было не актуальным: война закончилась, а Германия и ее союзница Османская империя потерпели поражение в Первой мировой войне.

В годы Геноцида армян немецкие военные много фотографировали армянских беженцев и жертв Геноцида, хотя в Османской империи действовал строгий закон о цензуре.

На фотографии справа запечатлен зал армянской церкви Святого Степаноса в Трабзоне, превращенный в склад, с разбросанными остатками конфискованного и награбленного имущества армян. В 1915 году в этой церкви была собрана часть движимого имущества армян, а затем выставлена на аукцион со стороны специальных комиссий, сформированных турецким правительством.

После военного перемирия 1918 года группа армян, вернувшихся в Трабзон, стала свидетелями произошедшего и сфотографировалась в церкви.

-4

Фотография слева была опубликована во втором номере журнала «National Geographic» за 1919 год, вместе с статьей Мейнарда Оуэна Уильямса. Маленькие герои на фотографии, старшему из которых было 12 лет, без разрешения конвоя Артмета, преодолев множество трудностей, дошли до Вана. Эта фотография была сделана через короткий промежуток времени после героической самообороны Вана 1915 года, однако позже была опубликована в американском журнале.

«Они пришли к губернатору Вана Амбарцумяну с деревянными винтовками /Кости Амбарцумян (1882-1918) прим. ArmenianGenocide100.org /, чтобы получить настоящее оружие, поскольку были готовы сражаться до конца, защищая своих родных, часть которых уже потеряли», пишет автор статьи.

В годы Геноцида армян во многих городах Западной Армении были организованы бои самообороны. Ожесточенная битва, произошедшая в Ване с 7 апреля до 6 мая 1915 года, закончилась победой. Битва стала самой продолжительным и важным эпизодом самообороны армян.

Жители Вана сражались всеми силами: женщины и девочки, стар и млад стали участниками этих кровопролитных боев, хорошо осознавая важность защиты своих очагов и достоинства.

Фотография справа рассказывает о лете 1915 года, когда по причине антисанитарных условий началась эпидемия тифа. Был объявлен карантин. Отсутствие еды, воды, медицинской помощи и палящее солнце способствовали быстрому распространению эпидемии. Власти выделили несколько вооруженных отрядов, целью которых было собирать и хоронить трупы. На фотографии — отряд санитарных могильщиков.

В конце 1914 и в начале 1915 года из Западной Армении, Персии и окрестных районов в Тифлисскую и Эриванскую губернии мигрировали около 50 тысяч армян. С целью организации помощи для них в годы Первой мировой войны были сформированы беженские комитеты.

Царское правительство опубликовало законопроекты, основало специальную контору главного уполномоченного по размещению беженцев, однако было не в состоянии позаботиться о всех нуждах беженцев.

Часть армян, прибывших в Восточную Армению в основном из Вана, Битлиса, Муша и Хнуса, приютились в лесу Эчмиадзина, на территории между озером Айгр (Айгрлич) и деревней Хатунарх.

«Вместо оказания медицинской помощи местные власти выделили специальные телеги, которые объезжали лес, собирали трупы погибших и увозили хоронить. О том, куда их везли, никто не знал и не было нужды знать», - сказал Саак Карапетян, переживший Геноцид армян.

-5

На фотографии видны черепа и кости армян, убитых турецкими солдатами. Фотография была сделана в руинах одного из домов в деревне Ахджан Мушской провинции, где собрали и заживо сожгли сотни мужчин, женщин и детей деревни.

В годы Геноцида турецкие погромщики прибегали к разным методам для наиболее быстрого и эффективного осуществления массовой резни армян. Турки часто закрывали все окна и двери, и бросали армян вниз с дымохода до тех пор, пока полностью не заполнят дом. Затем их обливали керосином и поджигали. Так погибли тысячи людей.

Снимок был сделан Френком Даниеляном: в 1915-1917 года он служил в 4-м армянском полку армяно — американских добровольцев на Кавказе и имел возможность делать фотографии в разных городах Западной Армении. Они свидетельствуют об ужасных зверствах, осуществленных турками и курдами в отношении армян.

-6

Караваны беженцев, которых не истребляли по дороге, редели вследствие голода, болезней, постоянного насилия, и двигались в сторону сирийских пустынь, где выживать удавалось лишь единицам.

Вероятно, фотография была сделана норвежской миссионеркой Бодиль Бьерн. Оригинал фотографии хранится в Королевском архиве Норвегии.

Бодиль Бьерн, долгие годы работая в качестве медсестры в разных городах Западной Армении и представляя Норвегию, занимавшую нейтральную позицию во время Первой мировой войны, в 1915 году стала свидетелем роковой самообороны армян Муша и резни. Фотографическая коллекция Бьерн содержит довольно богатый материал как о повседневной жизни, быте армян до Геноцида, так и о последствиях Геноцида. Сохранились также рукописные мемуары Бодиль Бьерн, с свидетельствами очевидцев относительно резни армян.

Спасибо лайк!