Из Эстонии пришло печальное известие: скончался Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. Он был старейшим иерархом Русской православной церкви. В прошлом году наш корреспондент смог побеседовать с 93-летним предстоятелем Эстонской православной церкви Московского патриархата.
«Много ли было людей, искавших правду Божию?»
Старейший иерарх Русской православной церкви скромно проживает в квартире на первом этаже обычной панельной многоэтажки
Евгений Верлин
93-летний Митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий – старейший иерарх Русской православной церкви. Священный сан он принял 19 августа 1945 года, раньше, чем покойный патриарх Алексий II – также уроженец Эстонии, с которым митрополит Корнилий был знаком с начала 40-х годов прошлого века.
Несмотря на свой преклонный возраст, предстоятель Эстонской православной церкви Московского патриархата продолжает служить, много работает, принимает самое деятельное участие в делах клира и паствы. А еще отличается поразительной скромностью. К примеру, проживает в квартире на первом этаже обычного панельного дома в столичном «спальном» районе Ласнамяэ.
– Ваше Высокопреосвященство, в минувшем году отмечалось 100-летие Октябрьского переворота. Известно, что ваша семья пострадала, ваш отец был расстрелян вскоре после прихода советской власти в Эстонию в 1940 году. Да и вы сами пострадали, получив несправедливый приговор уже в послевоенное время. Как вы относитесь к событиям вековой давности? И почему тогда Россия, можно сказать, «отвернулась от Бога»?
– В отношении Октябрьского переворота надо помнить, что Ленин в пломбированном вагоне вернулся в Россию. Значит, его прислали. Значит, выгодно кому-то было, чтобы трагические события в России произошли. Поэтому и прислали. Ленин был умный человек, понимал, что мир кто-то создал. Но он ненавидел Бога. Говорят, Ленин в молодые годы делал пометки на Евангелии, так вот – ненависть в них сквозила! И народ свой он ненавидел. Разрушил деревню, общину...
Помню, на допросе, когда меня арестовали, я следователя спросил: «А вы сами верите в то, что у меня спрашиваете?» А он мне в ответ откровенно: «Нет. Но мне нужно дело!» Кстати, следователь вроде приличный человек был. А вот когда приходили на допрос прокуроры, то какие же они были неприятные! Ну а я им принес разочарование. Они при мне допрашивали свидетелей, которые должны были, по их предположениям, сказать что-то против меня. И среди них одна девушка из музыкального училища была… Так вот меня спросили: «У вас есть вопросы к свидетелю?» Я задал ей прямой вопрос: «Вы хотите сказать, что я настраивал вас против советской власти?» Она тут же вспыхнула и воскликнула с жаром: «Да никогда!» И тогда даже этот противный прокурор вынужден был сказать: «Придется и это записать». Вот как это делалось. Впрочем, это свидетельство моей невиновности почти никак на приговоре не отразилось: им нужно было меня посадить – по разнарядке как бы. Но главным образом – за веру, инакомыслие, за «мыслепреступление».
Так фабриковались дела.
Да, после оглашения приговора на меня сразу надели наручники. А я что, убийца был?! Боялись, что я на кого-то накинусь?! Ведь я был просто священником, стремился доносить до людей слово Божье! Увы, так поступали с миллионами людей!
Это что касается революции. Те, кто совершил Октябрьский переворот, продолжили затем уничтожение и России, и Божьей веры.
– Но ведь православие было одной из скреп России, императорской власти! И вдруг большая часть народа отвернулась от веры, позволив большевикам сделать то, что они сделали в отношении огромной массы лучших людей страны. Почему кучка людей в пломбированном вагоне сумела повернуть народ так, что церковные институты и служители православной церкви подверглись жесточайшим преследованиям?
– Может быть, надо сказать правду. Вера уже шаталась в отдельных людях. Для многих из них Пасха, Рождество стали просто праздниками. Такая вот традиция давно появилась – «праздновать» православные праздники. Именно праздновать! Праздничная сторона для таких людей важнее. Как такие говорят: «Я в Бога не верю, но в церкви был или была».
И такое отношение в России тоже было и есть, увы.
На эту тему очень много русские мыслители рассуждали. Если хотите больше узнать, почитайте Евгения Поселянина, двенадцать томов. Не читали? Обязательно прочтите! Там у него очень много об этом написано. На все вопросы ответы можно найти. Обязательно почитайте Поселянина. Поселянин – это целая эпоха. Великий мыслитель! Он был расстрелян большевиками.
Но главным вопросом остается: хочет человек быть с Богом или нет?
У нас так в соборе говорят: есть прихожане, а есть «захожане». Помню одну женщину: долгие годы приходила в собор, стояла на службах, молилась. Даже не знаю ее имени. Но... это те люди, которые приходят в церковь, потому что хотят быть с Богом, их душа этого просит.
А есть и такие: прибегут в церковь, оставят записочки, и всё! Самим же участвовать в молитве им не хочется. Так и раньше было...
Вспомните двух великих поэтов. Вот смерть Пушкина – она была удивительна. Господь дал великому Поэту возможность умереть по-христиански – с покаянием и причастием. А смерть Лермонтова? Он был героем войны на Кавказе, патриот Родины, но отношение к Богу у него было своеобразным. Между прочим, почему? Пушкина воспитывала русская по духу няня, а второго – чужеродная гувернантка. Мы о Лермонтове говорим как о великом поэте. Но насколько его сердце было к Богу привязано? Это другой путь… Жестокость у него проявлялась, презрительное отношение к людям.
Царство Божье и правда – вот что важно! Кто ищет эту правду, а кто-то не ищет ее в нашем светском обществе. И много ли было людей, искавших правду Божию, в дореволюционном обществе? Не знаю. Эти темы были всегда для обсуждения. Христа тоже спросили, какая самая большая заповедь. А Он: «Возлюби Господа и ближнего твоего, как самого себя». Вот этими вопросами и мыслями нужно заниматься.
– Как тема Октября, на ваш взгляд, в последнее время в кино, по телевидению преподносится?
– После Октябрьской революции 1917 года руководство молодой республики, понимая всю важность развития кинематографа, решило «взять кинематограф в свои руки».
Народный комиссариат просвещения, который возглавлял на ту пору Анатолий Луначарский, все понимал правильно: кино является средством культуры, образования и мощной пропаганды революционных идей.
Время показало, что и сейчас фильмы, с явно выраженными «установочными» целями, продолжают утверждать революционные идеалы и разрушать образы православных святынь. Примеров достаточно! Вот хотя бы вспомнить о нашумевшем фильме «Матильда». Зачем «дописывать» историю государства Российского и шельмовать образ страстотерпца Николая II, передергивать исторические факты и откровенно грязно фантазировать на тему личной жизни монарха? Ясно одно: была поставлена задача! Если в душе нет Бога, то – все позволено людям, воспитывающим нашу молодежь посредством искусства!
– Последний вопрос. На днях увидел такую большевистскую карикатуру столетней давности. На ней изображены царь (в облике Николая II), кулак и священник. Большевики вдалбливали народу в головы, что церковь – часть государственной власти. Можно ли сказать, что репрессии по церкви прокатились не просто так, а еще и потому, что она была частью государства?
– Это тоже сыграло свою роль. Царь – помазанник Божий… А тут – карикатура на него и на церковь. Это все было в традиции большевизма – высмеивать то, что не подлежит осмеянию, ибо является основной скрепой государства Российского. А если заставить народ «смеяться» над святынями, то таким народом можно легко управлять.
Церковь объединяла русский народ и спасала людей от духовной деградации.
Именно поэтому и стали большевики рубить золотые головы православным храмам...
– Что бы вы хотели сказать читателям журнала, сотрудникам его редакции?
– Уже десять лет сотрудничаем с фондом «Русский мир». При его поддержке издали книги «Собор святых земли Эстонской», «Архипастыри Эстонии» и другие. Всего с десяток наименований. Поэтому мы в связи с юбилеем фонда заслуженно наградили ряд его руководителей и сотрудников медалью «100-летие епископской хиротонии великомученика Платона». На последней Ассамблее Русского мира, состоявшейся 3 ноября 2017 года в Нижнем Новгороде, эта награда была вручена нашим представителем, членом Синода ЭПЦ МП С.Г. Мянником, В.А. Никонову, В.В. Кочину, о. Антонию Ильину и Ю.В. Барцевой.
Спасибо вам. С Богом!