Найти в Дзене
Зелёнка

Абрау-Дюрсо: не только вино

Грандиозный проект Light Line, состоящий из световых инсталляций от американских, французских, английских и российских художников медиа-арта, – космос на земле. Он мог появиться в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине или Париже… Но появился в пригороде Новороссийска на Кубани. А именно арт-центр МАРС Абрау-Дюрсо.

– Приезжай к нам в Новороссийск. У нас теперь есть Абрау-Дюрсо! – так подруга пригласила меня в свой родной город.

– А раньше его не было? – удивляюсь я (ведь перебоев с поставками известного игристого к новогоднему столу не наблюдается).

– Теперь там всё по-другому. Для Новороссийска – просто высший пилотаж!

И действительно, туристический центр в тридцати минутах езды от центра города стал всеобщей точкой притяжения, и причин тому великое множество: экскурсии с дегустациями, первоклассные рестораны с европейским уровнем и неевропейскими ценами, конные прогулки, живописный парк с прудом и лодками, театральные и гастрономические вечера, поющие фонтаны, спа-центр, отель и даже вертолетная площадка… Как винного журналиста меня заинтересовала возможность посещения производства шампанских вин, а как художника – вышеупомянутая выставка световых инсталляций Light Line.

Озеро Абрау
Озеро Абрау

Красное игристое вино Victor Dravigny
Красное игристое вино Victor Dravigny

Граффити, иллюстрирующее процесс винификации
Граффити, иллюстрирующее процесс винификации

Точка опоры всех работ экспозиции – световая линия, которую художники обыграли по-разному. Анника Купетелли и Кристобаль Мендоза из Детройта превратили ее в музыку в инсталляции Notional Field («Смысловое поле»): через одну из стен зала от пола до потолка протянуты эластичные канаты, словно струны огромной арфы. На них можно и нужно «играть», погружаясь в пространство, где мелодия и свет сливаются воедино.

Cuppetelli and Mendoza, Notional Field
Cuppetelli and Mendoza, Notional Field

Российский коллектив Tundra пошел от обратного – через тьму (название их работы Black Noise переводится как «Черный шум»). Надев 3D очки и усевшись в кресло-мешок, я словно проникаю в пространство картин Малевича, созерцая движущиеся абстрактные тела в трехмерном обличии.

Tundra, Black Noise
Tundra, Black Noise

Все инсталляции затягивают в свою виртуальную реальность, но дольше всего мы задержались в зале с работой под названием Quantum Space, выполненной русским коллективом Kuflex. Описание проекта на входе в зал громогласно обещало рассыпать меня на кванты света с помощью 108000 фотонов… Что бы это могло значить? Абстрактные световые формы на экранах лениво вторили всем моим движениям, трансформируя их в другое измерение. Можно бегать, танцевать, прыгать – послушные фотоны выполнят каждое желание. Можно относиться к этому как к фану, а можно попытаться осознать себя как часть системы в переменчивом мире… В любом случае есть риск «зависнуть» в зале до рези в глазах.

Kuflex, Quantum Space
Kuflex, Quantum Space

Французская арт-команда Nanotak отличилась сразу двумя работами: Convergence и Daydream V.2. Первая из них – трехмерный знак «икс», сложенный из множества светодиодных линий, которые гаснут и вновь зажигаются в разной последовательности. Во многом благодаря барабанящему звуковому сопровождению вместе с огоньками в голове мелькали самые разнообразные образы: клавиши пианино, идущий поезд, расстрел.

Nanotak, Convergence
Nanotak, Convergence

Самым загадочным для меня оказался экспонат Daydream V.2 (в переводе на русский – «Мечта»). Помечтать у меня так и не получилось, светотеневая проекция геометрических вечно видоизменяющихся фигур к этому почему-то не располагала. Зато как гипнотизирует!

Nanotak, Daydream V.2
Nanotak, Daydream V.2

И напоследок – приятная новость для москвичей. Центр МАРС (правда, с другой экспозицией) есть и в столице, в ближайшем будущем я надеюсь посетить выставку Метаформы, о чем обязательно расскажу в блоге. Подписывайтесь на портал PaintingRussia и будьте в курсе самых интересных новостей мира искусства!