Грандиозный проект Light Line, состоящий из световых инсталляций от американских, французских, английских и российских художников медиа-арта, – космос на земле. Он мог появиться в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине или Париже… Но появился в пригороде Новороссийска на Кубани. А именно арт-центр МАРС Абрау-Дюрсо.
– Приезжай к нам в Новороссийск. У нас теперь есть Абрау-Дюрсо! – так подруга пригласила меня в свой родной город.
– А раньше его не было? – удивляюсь я (ведь перебоев с поставками известного игристого к новогоднему столу не наблюдается).
– Теперь там всё по-другому. Для Новороссийска – просто высший пилотаж!
И действительно, туристический центр в тридцати минутах езды от центра города стал всеобщей точкой притяжения, и причин тому великое множество: экскурсии с дегустациями, первоклассные рестораны с европейским уровнем и неевропейскими ценами, конные прогулки, живописный парк с прудом и лодками, театральные и гастрономические вечера, поющие фонтаны, спа-центр, отель и даже вертолетная площадка… Как винного журналиста меня заинтересовала возможность посещения производства шампанских вин, а как художника – вышеупомянутая выставка световых инсталляций Light Line.
Точка опоры всех работ экспозиции – световая линия, которую художники обыграли по-разному. Анника Купетелли и Кристобаль Мендоза из Детройта превратили ее в музыку в инсталляции Notional Field («Смысловое поле»): через одну из стен зала от пола до потолка протянуты эластичные канаты, словно струны огромной арфы. На них можно и нужно «играть», погружаясь в пространство, где мелодия и свет сливаются воедино.
Российский коллектив Tundra пошел от обратного – через тьму (название их работы Black Noise переводится как «Черный шум»). Надев 3D очки и усевшись в кресло-мешок, я словно проникаю в пространство картин Малевича, созерцая движущиеся абстрактные тела в трехмерном обличии.
Все инсталляции затягивают в свою виртуальную реальность, но дольше всего мы задержались в зале с работой под названием Quantum Space, выполненной русским коллективом Kuflex. Описание проекта на входе в зал громогласно обещало рассыпать меня на кванты света с помощью 108000 фотонов… Что бы это могло значить? Абстрактные световые формы на экранах лениво вторили всем моим движениям, трансформируя их в другое измерение. Можно бегать, танцевать, прыгать – послушные фотоны выполнят каждое желание. Можно относиться к этому как к фану, а можно попытаться осознать себя как часть системы в переменчивом мире… В любом случае есть риск «зависнуть» в зале до рези в глазах.
Французская арт-команда Nanotak отличилась сразу двумя работами: Convergence и Daydream V.2. Первая из них – трехмерный знак «икс», сложенный из множества светодиодных линий, которые гаснут и вновь зажигаются в разной последовательности. Во многом благодаря барабанящему звуковому сопровождению вместе с огоньками в голове мелькали самые разнообразные образы: клавиши пианино, идущий поезд, расстрел.
Самым загадочным для меня оказался экспонат Daydream V.2 (в переводе на русский – «Мечта»). Помечтать у меня так и не получилось, светотеневая проекция геометрических вечно видоизменяющихся фигур к этому почему-то не располагала. Зато как гипнотизирует!
И напоследок – приятная новость для москвичей. Центр МАРС (правда, с другой экспозицией) есть и в столице, в ближайшем будущем я надеюсь посетить выставку Метаформы, о чем обязательно расскажу в блоге. Подписывайтесь на портал PaintingRussia и будьте в курсе самых интересных новостей мира искусства!