Найти тему
РодительPRO

Низкая самооценка, как результат родительской похвалы

Последние исследования показывают, что значительное число одаренных студентов скептически относятся к своим способностям и серьезно недооценивают себя. Начиная новое дело, они намеренно занижают планку, чтобы на 100% быть уверенными в его успехе.

Американские журналисты По Бронсон и Эшли Мерримен (на фото внизу) провели свое собственное исследование, в ходе которого пришли к выводу, что истоки этого явления нужно искать в детстве и в таком воспитательном инструменте, как похвала.

Согласно приведенным в их работе данным, более 80% родителей в американских семьях убеждены, что крайне важно говорить своим детям, что они умны. Вспомним любой заокеанский фильм с участием детей, пожалуй, ни одна сцена перед уходом ребенка в школу не обходится без пары напутственных фраз. "Ты у меня самый умный!", "Ты со всем справишься!", - говорят родители, провожая своих чад к желтому школьному автобусу. В целом вся жизнь подрастающего поколения сопровождается уверениями, что они замечательные, обладают незаурядными способностями и предназначены для успеха.

-2

Казалось бы, мотивы такого поведения поняты. Родители стремятся убедить детей в их одаренности, чтобы тех, не страшили трудности в школе и в общении со сверстниками. Однако на практике, как пишут Бронсон и Мерримен, родители получают эффект, прямо противоположный желаемому. Похвала, льющаяся на головы детей, вовсе не гарантирует им успеха, а в ряде случаев становится причиной неудач в учебе. Они не просто не способны выполнить, кажущееся им сложное задание, они даже не хотят попробовать взяться за него, потому что страшно боятся потерпеть неудачу.

Так можно ли хвалить детей? И как это нужно делать?

Наши авторы пишут о том, что влияние похвалы имеет непосредственное значение на формирование характера ребенка и его волевых качеств, поэтому преподносить ее нужно "правильно".

-3

*Хвалить следует не за ум, а за проявление упорства, таким образом ребенок сможет почувствовать контроль над ситуацией и веру в себя. "Отлично поработал!", "Приложенные тобой усилия дали отличный результат!", - примерно такими формулировками нужно отмечать достижения ребенка.

*Хвалить нужно искренне и осознанно. Дети старше семилетнего возраста прекрасно способны почувствовать неискренность и заподозрить в этом родительский мотив таким образом побудить к чему-то. В более старшем возрасте похвала от наставника или учителя может быть расценена, как сигнал, что у ребенка не хватает способностей, и он нуждается в такого рода поддержке. А поняв, что похвала бесполезна, он перестает воспринимать ее вовсе.

*Похвала должна быть умеренной. Чрезмерная комплиментарность напрямую влияет на мотивацию: в таком случае дети идут на что-то только ради того, чтобы быть отмеченными. В результате это ведет к потере самостоятельности и нежеланию рисковать. Кроме этого, высокая родительская оценка может тяготить ребенка чувством большой ответственности, что заставляет его концентрироваться на отметках, а не на самих знаниях.

Конечно, по причине ментальных различий в российском обществе похвала превозносится не в таком объеме, как в Америке. Однако озвученные выше рекомендации, думаем, будут актуальны и в наших реалиях.

Если вам понравилось статья, не забудьте поставить лайк.

Читайте еще больше интересных тем - на нашем канале РодительPRO. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе!