Найти тему
Helperia.ru

Кто и когда придумал ноты?

Оглавление

Ноты - условные графические знаки, наряду с дополнительными обозначениями служащие для записи музыки на нотном стане. Графическую основу ноты составляет круглая или овальная головка. Высота ноты определяется положением головки на нотном стане в совокупности с ключом, проставленным в начале нотного стана. Продолжительность ноты определяется типом головки, наличием штиля, наличием и характером хвостика.

В Средние века музыка выступала в роли одного «свободных» искусств, и ее распространение не контролировалось церковью. Музыка считалась математической наукой, и входила в курс светского образования вместе с геометрией, алгеброй и астрономией. Однако, музыка существовала только в виде монашеских песнопений, передававшихся «из уст в уста». Весь огромный перечень молитв требовалось заучивать наизусть, а монашеский курс изучения длился десять лет.

Кто и когда придумал ноты?

Ноты появились благодаря средневековому итальянскому монаху Гуидо д'Ареццо (ок. 993 - ок. 1050). Ему потребовалось более пятнадцати лет, для того, чтобы систематизировать и обобщить «грамматическую основу» музыки. Плод его трудов был представлен настоятелю монастыря около 1020 года – и мгновенно принят в качестве обязательного во всех итальянских монастырях. Революционная методика была основана на принципе сольмизации, которая присваивала каждому звуку свое название. Таким образом появилась серия из шести музыкальных нот (шестиступенчатый звукоряд).

Какие бывают ноты?

Знакомые каждому школьнику ноты Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La – это первые слоги полустиший монашеского гимна, стихи к которому были написаны Павлом Дьяконом:

«UT queant laxis / REsonare fibris / MIra gestorum / FAmuli tuorum / SOLve polluti / LAbii reatum / Sancte Iohanne»

(«Чтобы могли рабы твои заставить звучать в полный голос чудеса твоих прошлых подвигов, отвори уста их, запятнанные грехом»).

Седьмую ноту SI (последнее полустишие «Sancte Iohanne») добавили позднее, в 1482 году, а замена UT на DO случилась в 17 веке. Произошло это благодаря Джован-Баттисту Дони, итальянскому музыкальному теоретику и композитору. В отличие от средневекового монаха, Дони не стал проявлять ложной скромности и дал ноте две буквы своей фамилии.

Но д'Ареццо не ограничился только названием нот, но и попутно изобрел нотную линейку из четырех линий и трех промежутков между ними – тетраграмму. В 13 веке ее модернизировали, прибавив к ней пятую – и получилась пентаграмма, которой музыканты пользуются до сих пор.