Найти тему
Папа-блог

Проблемы отечественного образования - Почему так и что делать?

Оглавление

Система высшего образования каждой страны является залогом успеха этой же страны в будущем, генератором ее идей, ускорителем экономического развития и интеграционных процессов человеческого капитала. Проблемы отечественного образования всегда вызывали много дискуссий и споров. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

Содержание статьи:

  • Чего не хватает то?;
  • Перенимаем опыт Дойче Бундесбанка;
  • В университете, как у себя дома;
  • Вместо эпилога.

Чего не хватает то?

Среди массивных подводных рифов высшего образования неоднократно называли несоответствие учебных программ специальностей реальным потребностям рынка, низкий уровень подготовки специалистов, акцент на теоретическое образование, практическое отсутствие интеграции в европейское и мировое интеллектуальное пространство, коррупцию, бюрократию. Список можно продолжать, но остановимся на одном, на мой взгляд, весьма важном факторе влияния.

Это внутренняя мотивация того, кто преподает. Банально? Давайте разберемся. Что сегодня не хватает нашим вузам? Казалось бы, все есть: мудрые головы, идеи, система Болонского процесса, сертификаты качества образования, международные награды, знаки отличия. Но для полного завершения картинки чего же не хватает. Что-то не учли. Что же не так? Идеологический подход. У нас как привыкли? Если ты учитель, преподаватель, или не дай Бог профессор, то все — ты лицо VIP. У тебя статус, крутая “корочка” и ты «на коне».

Выкладываться на лекционных занятиях не всегда нужно, ведь ты – настоящий профессор, у тебя звание. Негоже тебе размениваться на мелкие лекционные занятия.
И здесь начинается. Оказывается, чем выше ты стоишь на карьерной или научной лестнице, тем меньше точек соприкосновения у тебя с абсолютно земными студентами.

Интересное видео по теме:

Проблемы отечественного образования: Перенимаем опыт Дойче Бундесбанка

Несколько иную ситуацию исповедуют в Высшей школе Университета прикладных наук Дойче Бундесбанка в Хахенбурге (учебное заведение создано в 1980 году под патронатом центрального банка ФРГ с целью подготовки высококвалифицированных специалистов банковской и финансовой сферы). Здесь в качестве первоочередной цели каждый преподаватель расценивает качественное наполнение голов своих студентов знаниями, практическими навыками и пониманием. Преподаватель работает, не столько для себя, для своего студента. Ведь именно студент и его знание является свидетельством профессионализма и стоимости самого преподавателя. Все просто. Образовательный процесс здесь напрямую зависит от мотивации преподавателя научить студента. А мотивация немалая.

Заместитель ректора, профессор Оливер Крузе 18 лет проработал в финансовом секторе ФРГ, и только тогда решил осесть и передать свои знания молодым головам. «Я теперь знаю, как работает система, и знаю, как в ней работать. Поэтому четко понимаю, чему учу, и чего стоит обучать первоклассных специалистов», — рассказывает профессор. Преподаватель Уве Шоль-Мейер отмечает, что прекрасно изучил английский ради своих студентов. «В Университете прикладных наук 25% материала преподается на английском, поэтому мои студенты должны быть уверены, что их преподаватель в совершенстве подаст материал не только по-немецки», добавляет мистер Шольмеер.

Проблемы отечественного образования
Проблемы отечественного образования

Вы вполне резонно подметите, что уровень оплаты труда на порядок (а то и два-три и более раз) выше, чем у нас. И это мотивирует преподавателя. Правильно, но также финансовое обеспечение преподавателя прямо пропорционально зависит от объемов его работы и результатов деятельности. Поэтому под высокой зарплатой скрывается титанический объем работы, ведь каждый раз приходится готовить не просто лекцию, а интересную всеобъемлющую историю, захватив уроки из прошлого, примеры и возможные сценарии на будущее.

В университете, как у себя дома

Университет — это одна большая семья. Да и чувствуют себя студенты здесь как дома. Кроме оборудованных на высоком уровне аудиторий, столовой (шведского стола), прачечной и паркинга, на территории замка, в котором находится университет для студентов, созданы все условия для всестороннего развития. Это бильярд, кегельбан, настольный футбол, теннис, собственный паб (с ценами, вдвое меньше, чем в магазинах), «МартинсКлаузе», или так называемая комната отдыха, диско-холл, спортивный комплекс с бассейном и спортзалом. «Студент — это молодая личность, которая должна быть максимально довольна условиями своей жизни. Только тогда будет результат. Мы эти условия создаем », — считает профессор Келлер. И самое важное то, что отношения ректора-преподавателя-студента не имеют типичной странам постсоветского пространства субординации.

Там вы можете обсудить падение курса евро за кружкой пива с профессором Крузе, или посмотреть бокс вместе с ректором Келлером в комнате отдыха, а еще мистер Шольмеер может научить вас мастерской игры в боулинг. Создается атмосфера непринужденности и легкости в обучении и общении. Студенты признаются, что не боятся спорить с преподавателями, доводить свое мнение, задавать вопросы, даже ошибаться. «У нас есть три года и за эти три года мы пытаемся впитать в себя все знания, которые нам преподают. Наверное, мы все здесь одна большая команда. Только кто-то учит, а кто-то учится», — считает студентка Анна.

-2

После завершения бакалаврата, который проходит в Высшей школе 3 года, студенты проходят 6-недельную практику в одном из центральных банков стран ЕС. После этого студент имеет два варианта: либо работать три года в структуре Бундесбанка (а центральный банк Германии забирает всех выпускников университета), а дальше по желанию, или идти в свободное плавание, но при условии частичного возмещения Бундесбанку оплаты за обучение.

«После выпуска я точно знаю, где буду работать. Благодаря моим преподавателям, я конкурентоспособная для рынка труда. Я специалист и знаю свое место. И даже если что-то пойдет не так, у меня есть к кому обратиться», — добавляет Анна.

Сегодня в структуре Дойче Бундесбанка среди более чем 11 000 работников выпускники Университета прикладных наук занимают 35% (специалисты среднего и высшего уровней). Еще 5 приходится на руководящий состав. Ежегодно из стен Высшей школы выпускается 120 профессионалов высшей пробы.

Вместо эпилога

А у нас как? Достаточно точно было подмечено, что после окончания школы 75% учащихся поступает в высшее учебное заведение. Проблема в том, что университеты стали играть роль «baby-sitters» — нянек. Заведений, где студентов прячут от безработицы». Действительно, ведь после окончания вузов только 30-40% молодых специалистов работает по специальности. А где же остальные? Вопрос риторический.

Как побороть хотя бы основные проблемы отечественного образования?

Источник. Ставьте лайки и Подписывайтесь на наш канал.