Несмотря на снижение пассажиропотока, авиакомпании не становятся вежливее и внимательнее по отношению к пассажирам — напротив, СМИ полны сообщений о том, что даже известных людей снимают с рейсов по самому незначительному поводу. Так чего же тогда ждать нам, простым смертным?
Председатель правления Всероссийского объединения туристов, член Общественного совета при Ростуризме Роман Бобылев рассказал о самых распространенных незаконных практиках авиакомпаний и о том, как с ними бороться.
По словам Бобылева, ценообразование в этом сегменте непонятно даже эксперту: «Оно плавающее. Авиакомпания отталкивается в основном от спроса. Если вы и ваши друзья целый день ищете в интернете дешевые авиабилеты, то не удивляйтесь, если к вечеру цена на билеты по этому направлению и на эти даты подскочит с 10 тыс. до 24 тыс. рублей».
Одна из авиакомпаний недавно, увидев ажиотажный спрос на летние авиабилеты в Симферополь, решила, что продешевила. Тогда в авиакомпании додумались просто взять и отменить летние рейсы! Деньги покупателям вернули, а через неделю те же билеты вновь появились в продаже, но уже значительно дороже!
Российское законодательство не предусматривает в этом случае никаких компенсаций. А ведь многие несостоявшиеся авиапассажиры уже выкупили в Симферополе гостиницы и в итоге вынуждены были отказаться от отдыха.
Беспардоннее всего авиакомпании ведут себя с больными и инвалидами. По закону вернуть вам деньги за авиабилет обязаны только в том случае, если умер ваш близкий родственник, а также если госпитализировали вас или члена вашей семьи, вместе с которым вы летите.
«На практике деньги за авиабилеты даже в этих случаях не возвращают, — говорит Бобылев. — Что уж говорить о тех, кто просто заболел, сломал руку или ногу? Например, недавно один турист на отдыхе сломал ногу, но его не пустили в самолет, сославшись на то, что нога не влезает между креслами в экономклассе».
Пересадить в бизнес-класс пассажира отказались, несмотря на наличие свободных мест, отказались и возвращать деньги за пропавший билет. Денег на оплату разницы в стоимости билетов эконом- и бизнес-класса у туриста просто не оказалось. Отказывают в перевозке слепым, глухим и другим пассажирам, если сотрудникам авиакомпании кажется, что такой пассажир не сможет лететь без сопровождающего. Причем деньги за билет чаще всего не возвращаются.
Что касается посадочных мест, то тут пассажир бесправен полностью. Так, пара забронировала посадочные места на рейс в Париж, но уже после регистрации на рейс им объявили, что сидеть придется совсем на других местах, причем в разных концах салона. А на их более удобные места посадили сотрудников авиакомпании.
«Если речь идет о креслах одного тарифа, то незаконного тут ничего нет», — продолжает Бобылев. По авиационным правилам, нельзя у аварийного выхода сажать иностранца: вдруг он не поймет в случае ЧП слов экипажа? На особые места могут рассчитывать пассажиры с детьми. Так что, если вы и забронировали места с большим пространством в начале салона, вас запросто могут передвинуть, если на ваше место попросилась пара с ребенком. Но даже и без ребенка — пересаживать пассажиров авиакомпания может по своему усмотрению.
По закону вы можете получить компенсацию за отмену, задержку рейса и даже за замену судна. Но на практике такая компенсация — копейки, за которые ни один пассажир не идет судиться. А потому авиаперевозчики что хотят, то и творят. К примеру, за задержку рейса авиакомпания обязана выплатить пассажиру 25 рублей за каждый час.
Если же вы опоздали на стыковочный рейс, то пишите претензию — авиакомпания обязана ответить вам в течение шести (!) месяцев. Только получив отказ, вы можете идти в суд. Но и оттуда уйдете, скорее всего, несолоно хлебавши.
«Суды нередко выносят решения в пользу авиакомпаний, ссылаясь на то, что пассажир сам виноват — он должен был подстраховаться и купить билеты со стыковкой не четыре часа, а восемь. А если с авиакомпании что-то и взыскивают, то решается это долго и дорого», — констатирует Бобылев.
«По закону, если пошел пятый час, а горячего питания вам не предоставили, вы можете пойти в дорогой ресторан и потом предъявить авиакомпании чеки. А если задержка более шести часов ночью и восьми — днем, поселиться в хорошую гостиницу, если авиакомпания отказывается вас размещать. В этом случае вам обязаны вернуть еще и деньги за такси», — комментирует эксперт.
Перевозчики, конечно, не торопятся компенсировать эти расходы, придется побегать по судам.
Талон на питание обычно рассчитывается из расчета четыре евро на человека, что на заграничных рейсах — кот наплакал. А некоторые самые экономные перевозчики просто снимают с борта самолета заготовленное питание и отдают его пассажирам. «После этого делают вид, что они накормили вас горячим», — сетует Бобылев.
Бобылев сравнивает пассажиров с заложниками — чаще всего на самостоятельное размещение у них просто нет денег.
«А если авиакомпания видит, что турист уже в транзитной зоне, он сдал багаж, у него уже печать в паспорте стоит и он уже никуда не денется, тогда авиакомпания вообще ничего не делает и туристы по 24 часа сидят с детьми под кондиционерами в транзитной зоне!»
Впрочем, есть свет в конце тоннеля. С 2019 года вносятся изменения в Воздушный кодекс, Россия присоединяется к Монреальской конвенции: за смертельный случай будут платить уже 8 млн (против нынешних 2 млн руб.), за задержку рейса — до 4 тыс. руб., за потерянный багаж — 80 тыс. руб., а за понесенные убытки (если вы опоздали на совещание или на свадьбу) вам заплатят до 300 тыс. рублей.
Единственный минус — распространяться конвенция будет только на пассажиров международных рейсов.
С другой стороны, предупреждает эксперт, рост компенсаций может привести к росту авиационных катастроф: «Будут взлетать на авось, лишь бы не отменять рейсы и не платить компенсации. А мы и так являемся лидерами по авиакатастрофам в гражданской авиации».
Автор: Анна Александрова