Кто относится к ахлюль-фитра (люди до которых не дошел призыв, поступающие согласно естеству)
Ибн Касир говорит:
(هي ما بين كل نبيين كانقطاع الرسالة بين عيسى عليه السلام ومحمد صلى الله عليه وسلم)
«Это разрыв посланничества между пророками, например, между Исой, мир ему и Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует» (2/35.).
1) Каждый житель Земли, который, услышав о последнем послании от своего Господа, отвергнет его, и не одумается до самой смерти - станет вечным обитателем Ада.1 Точно так же, как каждый житель страны, который будет нарушать самые принципиальные ее законы - загремит в тюрьму (если поймают, причем не важно, слышал он о существовании этого закона, или нет).
2) Справедливый, Проницательный и Милосердный Аллах не допустит того, чтобы в Аду вечно мучился достойный Рая человек. Поэтому мы видим, как ислам принимают даже индусы, китайцы, японцы, евреи, англичане, и другие представители наций, далеких в своих верованиях и традициях от ислама.
3) Что касается тех, до кого не дошел призыв в силу территориальных, физических или умственных причин, как: сумасшедшие, дети неверных, погибшие до совершеннолетия (от 7 до 15 лет), дряхлые старики, или жители дремучих джунглей на островах и т.п., то они будут испытаны выполнением приказа Господа в судный День. Если выполнят - попадут в Рай, если же нет - в Ад.2
4) Даже если до человека не дошел призыв, он все равно будет спрошен за то, понимание чего было заложено в его естестве (что убивать и воровать плохо, и т.п.), но не будет спрошен о соблюдении поста, молитв, и других видах поклонения, о которых он не мог знать.
5) Всевидящим и Справедливым судьей будут обязательно учтены все факторы, осложнившие человеку понимание истины и следование ей: семья, в которой он родился, общество, умственные способности, слабости, физическое состояние и т.д.4 Так же, если человек совершит дурное дело, тогда как не было существенных факторов, побуждающих к этому, то это дело будет хуже и весомее на Весах, чем такое же дело, но совершенное тем, кто эти факторы имел. Например: воровство для богатого хуже и весомее на весах, чем для бедного; невежества того, кто жил в эпоху интернета, принесет ему больший урон, чем невежество того, кто жил в обществе невежд и не имел доступ к книгам и т.п.(4)
Вышеперечисленные выводы взяты из следующих текстов:
[1] Каждый кто услышит о послании и не уверует...:
Передают со слов Абу Хурайры о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
و الذي نفس محمد بيده لا يسمع بي أحد من هذه الأمة لا يهودي و لا نصراني ثم يموت و لم يؤمن بالذي أرسلت به إلا كان من أصحاب النار
«Клянусь Тем, в чьей руке душа Мухаммада, что любой человек [с момента моей посланнической миссии] , будь то иудей или христианин, который услышит обо мне и умрет, так и не уверовав в то, с чем я был послан, обязательно будет из числа обитателей Огня!». (Этот хадис передали Ахмад 2/317, Муслим 153. Хадис достоверный. См. «Мишкат аль-масабих» 10, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 7063.)
[2] Те, кто не мог узнать о послании, будут испытаны в судный День:
أرْبَعَةٌ يَحْتَجُّونَ يَوّمَ القِيامَةِ: رَجُلٌ أصَمُّ لا يَسْمَعُ شَيْئاً وَرَجُلٌ أحْمَقُ وَرَجُلٌ هَرِمٌ وَرَجُلٌ ماتَ في فَتْرَةٍ فأَمَّا الأَصَمُّ فَيَقُولُ رَبِّ لَقَدْ جاءَ الإِسْلامُ وما أسْمَعُ شَيْئاً وأمَّا الأَحْمَقُ فَيَقُولُ رَبِّ جاءَ الإِسْلامُ وما أعْقِلُ شَيْئاً والصِّبْيانُ يَحْذُفُونَنِي بالبَعَرِ وأمَّا الهَرِمُ فَيَقُولُ رَبِّ جاءَ الإِسْلاَمُ وما أعْقِلُ شَيْئاً وأمَّا الَّذِي ماتَ في الفَتْرَةِ فَيَقُولُ رَبِّ ما أتانِي لَكَ رَسُولٌ فَيأْخُذُ مَواثِيقَهُمْ لَيُطِيعُنَّهُ فَيُرْسَلُ إلَيْهِمْ أنِ ادْخُلُوا النَّارَ فَمَنْ دَخَلَها كانَتْ عليهِ بَرْداً وَسَلاماً ومنْ لَمْ يَدْخُلْها سُحِبَ إلَيْها
( حم حب ) عن الأسود بن سريع وأبي هريرة .
881 — Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: День воскрешения четверо будут оправдываться. Глухой, который не слышал ничего; умалишённый; дряхлый старик; и тот, кто умер из числа тех, до кого не дошел призыв[1]. Что касается глухого, то он скажет: “О Господь, пришёл Ислам, но я ничего не слышал!” Умалишенный скажет: “О Господь, когда пришёл Ислам, я ничего не понял, а дети бросали в меня навоз!” Что касается дряхлого старика, то он будет говорить: “О Господь, пришёл Ислам, но я ничего не понял!” А тот, до кого не дошёл призыв, скажет: “О Господь, до меня твой посланник не доходил!” После этого с этих людей будет взят договор, что они подчинятся ему и будет послан к ним посланник, который велит им войти в Огонь. И для того, кто войдёт в него, он станет прохладой и спасением, а тот, кто не войдёт, будет ввергнут в него!» Этот хадис передали Ахмад 4/24, Ибн Хиббан 1827, ат-Табарани 1/841, аль-Баззар 3/217, Ибн Абу ‘Асым, ад-Дыяъ аль-Макъдиси в «аль-Мухтара» со слов аль-Асвада ибн Сари’а и Абу Хурайры.
Этот хадис передается от пяти сподвижников: Абу Хурайры, Абу Са’ида аль-Худри, Анаса, Му’аза и аль-Асвада ибн Сари’а. Его достоверность подтвердили имам аль-Байхакъи, хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр, хафиз Ибн Хаджар, шейх Ибн аль-Къаййим, хафиз ‘Абдуль-Хаккъ аль-Ишбили и шейх аль-Албани. См. «Тарикъ аль-хиджратайн» 397, «Тахкъикъ аль-Муснад» 26/28, «Сильсиля ас-сахиха» 1434, 2468.
Один из величайших ученых ислама, Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа сказал: «Тот, до кого не дошёл довод в мире этом, будет испытан в Судный день, и не войдёт никто в Огонь, кроме того, кто последовал за шайтаном. Что касается того, у кого не будет греха, тот вообще не войдёт в Огонь. И Аллах никого не подвергнет наказанию Огня, кроме, как после отправления посланников. Что касается того, до кого не дошёл призыв посланника, как ребёнок, сумасшедший, умерший в период, когда не было посланников, тот будет испытан в Судный день, как на это указывают хадисы». См. «Маджму’уль-фатава» 14/477.
Так же на эту тему передается хадис:
سُئِلَ رَسُولُ اللَّهِ — صلى الله عليه وسلم — عَنْ أَوْلاَدِ الْمُشْرِكِينَ فَقَالَ: « اللَّهُ إِذْ خَلَقَهُمْ أَعْلَمُ بِمَا كَانُوا عَامِلِينَ » .
طرفه 6597 — تحفة 5449
Передают со слов Саида ибн Джубайра, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросили о детях многобожников, и он сказал: “Поскольку Аллах создал их, Он лучше знает о том, что бы они совершили”». См. также хадис № 6597. Этот хадис передали Ахмад 1/328, 340, 358, аль-Бухари 1383, Муслим 2660, ан-Насаи 4/58. См. «Сахих ан-Насаи» 1950.
Т.е. Аллаху лучше знать, что бы совершали эти дети, проживи они взрослую жизнь, и это знание будет проявлено во время особого испытания в судный День.
Шейхуль-ислам Ибн Таймиййа, говоря о детях многобожников, писал:
– Аллах лучше знает о том, что бы они совершили. Это значит, что Он знает, кто из них стал бы верующим, а кто неверующим, если бы они достигли совершеннолетия. В хадисе с похожим иснадом, рассказанном со слов Абу Хурайры, сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскрешения Аллах подвергнет их испытанию и отправит к ним посланника на место сбора. Тот, кто последует за ним, попадёт в Рай, а тот, кто ослушается его, попадёт в Огонь». Вот тогда сбудется то, что знал о них Пречистый Аллах. Он воздаст им за их деяния, которые были известны Ему, – за их веру или неверие, но не на основании одного только знания.
[3] Люди обязательно будут спрошены за то, понимание чего было заложено в их естестве:
Из лекции шейха, мухаддиса Абдульазиза ат-Тарифи - шарх ассунна аль-Музани. Такой вывод был сделан из хадисов, один из которых:
عن أبي هريرة أن رسول الله صلى الله عليه و سلم قال
لتؤدن الحقوق إلى أهلها يوم القيامة حتى يقاد للشاة الجلحاء من الشاة القرناء
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения обязательно будут соблюдены права имеющих право и даже к безрогому барану приведут рогатого». Этот хадис передали Муслим 2582, ат-Тирмизи 2420.
К тому, что заложено в естестве, и за что человек будет спрошен, шейх ат-Тарифи отнес так же и единобожие, однако в этом есть разногласие.
[4] Вес дел будет по мере причин побуждающих к ним
Дурное дело того, у кого было меньше повода для его совершения, хуже:
ثلاثة لا يدخلون الجنة الشيخ الزاني والإمام الكذاب والعائل المزهو
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Трое не войдут в рай: блудливый старик; правитель, который является лжецом и горделивый бедняк”». Этот хадис передал аль-Баззар 2529.
Так же благое дело тем более весомо, чем сложнее его осуществить.
Некоторое разногласие (взято из ашаритского источника):
бн Хаджар аль-Аскаляни пишет в «Фатх аль-Бари»:
وقد صحت مسألة الامتحان في حق المجنون ومن مات في الفترة [ ص: 291 ] من طرق صحيحة ، وحكى البيهقي في » كتاب الاعتقاد » أنه المذهب الصحيح ، وتعقب بأن الآخرة ليست دار تكليف فلا عمل فيها ولا ابتلاء ، وأجيب بأن ذلك بعد أن يقع الاستقرار في الجنة أو النار ، وأما في عرصات القيامة فلا مانع من ذلك
«Хадисы, передающие, [что будет] испытание для умалишенного и того, кто умер в период «аль-фатра», достоверны. Имам аль-Байхакы в «Аль-Итикад» передает, что это достоверный мазхаб. И в ответ на это возражают, что ахират — это не место обязывания чему-то (дар ат-таклиф), поэтому там нет никаких дел или испытаний. И на это отвечают, что это после попадания в Рай или Ад, а что касается времени воскрешения, то тот нет ничего невозможного» [конец слов ибн Хаджара, рахимахуллах].
Ибн Касир в своем тафсире приводит около десяти хадисов, касающихся людей «фитры» и детей язычников.
ومنهم من ذهب إلى أنَّهم يمتحنون يوم القيامة في العرصات ، فمن أطاع دخل الجنة وانكشف على الله فيهم بسابق السعادة، ومن عصى دخل النار داخراً وانكشف علم الله به بسابق الشقاوة وهذا القول يجمع بين الأدلة كلها، وقد صرحت به الأحاديث المتقدمة المتعاضدة الشاهد بعضها لبعض، وهذا القول هو الذي حكاه الشيخ أبو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري عن أهل السنة والجماعة، وهو الذي نصره الحافظ أبو بكر البيهقي في كتاب الاعتقاد، وكذلك غيره من محققي العلماء والحفاظ والنقاد.
Среди них есть те, кто считает, что они будут испытаны в Судный День, и если подчинятся, то войдут в Рай, и раскроется знание Аллаха о предписанном им счастье, а кто ослушается, войдет в Ад, и раскроется знание Аллаха о предписанном ему несчастье. И это мнение объединяет все существующие доказательства, так как на это указывают предшествующие хадисы, которые усиливают друг друга. И это мнение приводит шейх Абу аль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари от Ахлю-с-Сунна, и это мнение поддержал имам аль-Байхакы в книге «Аль-Итикад», а также другие ученые, хафизы и критики.
وقد ذكره الشيخ أبو عمر بن عبد البر النمري بعد ما تقدم من أحاديث الامتحان، ثم قال: ( وأحاديث هذا الباب ليست قوية ولا تقوم بها حجة، وأهل العلم ينكرونها، لأن الآخرة دار جزاء وليست بدار عمل ولا ابتلاء، فكيف يكلفون دخول النار وليس ذلك في وسع المخلوقين والله لا يكلف نفساً إلا وسعها ؟. )
И шейх Абу Умар ибн Абдуль-Барр ан-Намри говорит, приведя эти хадисы об испытании: «Что касается хадисов в этом разделе, то они не сильные, и их нельзя использовать как довод, и люди знания отвергли их, потому что ахират есть место воздаяния, но не место дел и испытаний. И как им может быть вменено в обязанность войти в Ад? Ведь это не под силу творениям, а раба не заставят совершать то, что ему не под силу».
(والجواب) عما قال أن أحاديث هذا الباب منها ما هو صحيح كما قد نص على ذلك كثير من أئمة العلماء، ومنها ما هو حسن ومنها ما هو ضعيف يتقوى بالصحيح والحسن،وإذا كانت أحاديث الباب الواحد متعاضدة على هذا النمط، أفادت الحجة عند الناظر فيها.
Ответ: что касается хадисов в этом разделе, то некоторые из них достоверны, как указали имамы, некоторые — хорошие, а некоторые — слабые, но становятся сильными на основе достоверных и хороших. И когда хадисы одного раздела так усиливают друг друга, то они становятся доводом.
وأما قوله إن الدار الآخرة دار جزاء، فلا شك أنها دار جزاء، ولا ينافي التكليف في عرصاتها قبل دخول الجنة أو النار، كما حكاه الشيخ أبو الحسن الأشعري عن مذهب أهل السنة والجماعة من امتحان الأطفال وقد قال تعالى: { يَوم يكشف عن ساق ويدعون إلى السجود فلا يستطيعون } .
وقد ثبتت في الصحاح وغيرها أن المؤمنين يسجدون لله يوم القيامة، وأمَّا المنافق فلا يستطيع ذلك ويعود ظهره طبقاً واحداً كلما أراد السجود خرّ لقفاه.
وفي الصحيحين في الرجل الذي يكون آخر أهل النار خروجاً منها، أن الله يأخذ عهوده ومواثيقه أن لا يسأل غير ما هو فيه، ويتكرر ذلك مراراً ويقول الله تعالى: ياابن آدم ما أغدرك، ثم يأذن له في دخول الجنة.
А что касается его слов: «Ахират — это место воздаяния», — то нет сомнений в том, что это место воздания, и обязывание (таклиф) во время воскрешения, до вхождения в Ад или Рай, не будет недопустимо, что передает шейх Абу аль-Хасан Али ибн Исмаиль аль-Ашари как мазхаб Ахлю-с-Сунна в отношении детей, ведь Всевышний Аллах сказал (смысл): «В тот день, когда обнажится Могущество Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого» [68:42].
Также в достоверных хадисах передается, что верующие в Судный день совершат земной поклон Всевышнему Аллаху, а что касается лицемера, то он не сможет его сделать, и каждый раз, как захочет это сделать, то его спина соберется в один уровень у его затылка.
А в двух «Сахихах» передается [хадис] о человеке, который последний выйдет из Ада.
وأما قوله: وكيف يكلفهم الله دخول النار وليس ذلك في وسعهم: فليس هذا بمانع من صحة الحديث، فإن الله يأمر العباد يوم القيامة بالجواز على الصراط، وهو جسر على جهنم أحدّ من السيف وأدق من الشعرة، ويمر المؤمنون عليه بحسب أعمالهم كالبرق وكالريح وكأجاويد الخيل والركاب، ومنهم الساعي ومنهم الماشي ومنهم من يحبو حبواً ومنهم المكدوش على وجهه في النار، وليس ما ورد في أولئك بأعظم من هذا بل هذا أطم وأعظم.
А что касается его слов: «Как Аллах может обязать войти в Ад, ведь это не под силу человеку?» — то в этом нет преграды для достоверности хадиса, потому что Всевышний Аллах в Судный День велит своим рабам пройти по Сырату, а это мост над Адом, острее лезвия сабли и тоньше волоска. И верующие будут проходить по нему в соответствии со своими делами: как молния, ветер, как наездники на лошадях, кто-то будет идти, кто-то — ползти, а кого-то потащат лицом в Ад. И то, что [передается] в отношении них (то есть людей фатры) не более тяжело, чем это, ведь это сложнее и страшнее.
وأيضاً فقد ثبتت السنة بأن الدجال يكون معه جنة ونار، وقد أمر الشارع المؤمنين الذين يدركونه أن يشرب أحدهم من الذي يرى أنه نار، فإنه يكون عليه برداً وسلاماً، فهذا نظير ذاك، وأيضاً فإن الله تعالى أمر بني إسرائيل أن يقتلوا أنفسهم فقتل بعضهم بعضاً حتى قتلوا فيما قيل في غداة واحدة سبعين ألفاً، يقتل الرجل أباه وأخاه، وهم في عماية غمامة أرسلها الله عليهم، وذلك عقوبة لهم على عبادتهم العجل، وهذا أيضاً شاق على النفوس جداً لا يتقاصر عما ورد في الحديث المذكور، والله أعلم
Также в Сунне установлено, что у Даджаля будет свой Рай и Ад, и Всевышний Аллах велит одному из верующих испить из этого огня, а он станет для него прохладой. И это похожая ситуация. Также Всевышний Аллах повелел бану Исраиль убить самих себя. И за один день было убито около семидесяти тысяч. И человек убивал даже своего отца и брата. И они в это время находились в сумерках, которые Аллах наслал на них. И все это было наказанием за их поклонение тельцу. И это тоже было очень сложно для них, не менее сложно, чем то, что приводилось в тех хадисах» [конец слов Ибн Касира].
В этом отрывке Ибн Касир, рахимахуллах, подробно доказывает мнение о том, что ахль аль-фатра пройдут испытания. Существует два основных довода против этой позиции: что хадисы не достоверны и что ахират — это место воздания за дела, а не место испытания и совершения дел.
На первое возражение Ибн Касир отвечает, что хадисов в этом разделе много, и они различаются по достоверности, но все вместе служат доводом. Также на их достоверность указывает Ибн Хаджар аль-Аскаляни, рахимахуллах.
На второй довод против Ибн Касир очень подробно отвечает, что место воздания — это Ад и Рай, а вот испытания до этого не невозможны, более того, такого рода испытания установлены Кораном и Сунной.
Есть и четвертая позиция в этом вопросе — это ат-таваккуф, то есть остановка и отказ от какого-то мнения в этом вопросе из-за сложности и запутанности доказательств.
На это мнение указывает автор «`Авн аль-Ма`буд»:
وقال بعض العلماء التوقف في الباب هو الأسلم وهو كلام حسن والله أعلم
«И некоторые ученые отказались [вообще] от мнения в этом вопросе, и это более безопасно и очень хорошая позиция. Аллах знает лучше».
Положение детей мушриков
Также имеет смысл разобрать кратко позицию ученых в отношении детей язычников, поскольку этот вопрос косвенно связан с нашей темой. Ограничимся подробной цитатой из «Фатх аль-Бари»:
اختلف العلماء قديما وحديثا في هذه المسألة على أقوال : أحدها أنهم في مشيئة الله تعالى ، وهو منقول عن الحمادين ، وابن المبارك ، وإسحاق ، ونقلهالبيهقي في » الاعتقاد » عن الشافعي في حق أولاد الكفار خاصة ، قال ابن عبد البر : وهو مقتضى صنيع مالك ، وليس عنده في هذه المسألة شيء منصوص ، إلا أن أصحابه صرحوا بأن أطفال المسلمين في الجنة وأطفال الكفار خاصة في المشيئة ، والحجة فيه حديث : الله أعلم بما كانوا عاملين .
«Ученые, как в древности, так и в наше время, разошлись в этом вопросе:
Первое мнение: они находятся под Волей Всевышнего Аллаха. Это передается от двух Хаммадов, Ибн Мубарака и Исхака. И это мнение аль-Байхакы в «Аль-Итикад» передает от имама аш-Шафии в отношении детей неверующих. Ибн Абдуль-Барр сказал: это вытекает из слов Малика. Хотя от него нет никаких текстов по этому вопросу, его последователи ясно сказали, что дети мусульман — в Раю, а дети неверующих находятся под Волей Всевышнего. И довод этой позиции — хадис: «Аллах лучше знает то, что они совершали».
ثانيها أنهم تبع لآبائهم ، فأولاد المسلمين في الجنة وأولاد الكفار في النار ، وحكاه ابن حزم عن الأزارقة من الخوارج ، واحتجوا بقوله تعالى : رب لا تذر على الأرض من الكافرين ديارا وتعقبه بأن المراد قوم نوح خاصة ، وإنما دعا بذلك لما أوحى الله إليه أنه لن يؤمن من قومك إلا من قد آمن .وأما حديث : هم من آبائهم أو منهم . فذاك ورد في حكم الحربي ، وروى أحمد من حديث عائشة : سألت رسول الله صلى الله عليه وسلم عن ولدان المسلمين ، قال : في الجنة وعن أولاد المشركين ، قال : في النار . فقلت : يا رسول الله ، لم يدركوا الأعمال ، قال : ربك أعلم بما كانوا عاملين ، لو شئت أسمعتك تضاغيهم في النار . وهو حديث ضعيف جدا ، لأن في إسناده أبا عقيل مولى بهية وهو متروك
Второе мнение: дети последуют за своими родителями — дети мусульман будут в Раю, а дети неверующих — в Аду. Это мнение Ибн Хазм передает от аль-азарика из числа хавариджей. И они приводят как довод слова Всевышнего (смысл): «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя!» [71:26]. На это отвечают, что речь идет исключительно о народе Нуха, и он сделал это дуа, после того как Аллах сообщил ему (смысл): «Верующими из твоего народа будут только те, которые уже уверовали» [11:36]. А что касается хадиса, то это: «Они из числа своих родителей», — и это касается «харбиев» (неверующие, с которыми мусульмане воюют).
Также Ахмад передает от Аиши:
«Я спросила Посланника Аллаха: «Что будет с детьми верующих?» Он ответил: «Они в Раю». Я спросила: «А что будет с детьми неверных?» И он сказал: «Они в Аду». Тогда я сказала: «Но, Посланник Аллаха, ведь они ничего не совершали». И он ответил: «Твой Господь лучше знает то, что они бы совершили. И, если захочешь, могу сделать так, что ты услышишь их крики», — то есть.детей неверующих. Это очень слабый хадис, потому что в его иснаде находится Абу Укейл, вольноотпущенник Бахия, а он «матрук».
ثالثها أنهم يكونون في برزخ بين الجنة والنار ، لأنهم لم يعملوا حسنات يدخلون بها الجنة ، ولا سيئات يدخلون بها النار.
Третье мнение: в барзахе они будут между Адом и Раем, потому что они не совершали благих деяний, чтобы войти в Рай, но и не совершали грехов, чтобы войти в Ад.
رابعها خدم أهل الجنة ، وفيه حديث عن أنس ضعيف ، أخرجه أبو داود الطيالسي ، وأبو يعلى ، وللطبراني ، والبزار من حديث سمرة مرفوعا : أولاد المشركين خدم أهل الجنة . وإسناده ضعيف
Четвертое мнение: они будут прислужниками обитателей Рая. Об этом есть слабый хадис от Анаса. Его передают Абу Дауд ат-Таялиси, Абу Я`ла, ат-Табарани и аль-Баззар от Сумрата: «Дети мушриков — это прислужники обитателей Рая».
خامسها أنهم يصيرون ترابا ، روي عن ثمامة بن أشرس .
Пятое мнение: они станут землей. Передается от Самама ибн Ашраса.
سادسها هم في النار . حكاه عياض ، عن أحمد ، وغلطه ابن تيمية بأنه قول لبعض أصحابه ، ولا يحفظ عن الإمام أصلا
Шестое мнение: они в Аду. Это мнение Ияд передает от Ахмада, но Ибн Таймийя указал на его ошибку в этом, потому что это мнение последователей имама, но от него самого оно не передается.
سابعها أنهم يمتحنون في الآخرة بأن ترفع لهم نار ، فمن دخلها كانت عليه بردا وسلاما ، ومن أبى عذب ، أخرجه البزار من حديثأنس ، وأبي سعيد ، وأخرجه الطبراني من حديث معاذ بن جبل . وقد صحت مسألة الامتحان في حق المجنون ومن مات في الفترة [ ص: 291 ] من طرق صحيحة ، وحكى البيهقي في » كتاب الاعتقاد » أنه المذهب الصحيح ، وتعقب بأن الآخرة ليست دار تكليف فلا عمل فيها ولا ابتلاء ، وأجيب بأن ذلك بعد أن يقع الاستقرار في الجنة أو النار ، وأما في عرصات القيامة فلا مانع من ذلك ، وقد قال تعالى : يوم يكشف عن ساق ويدعون إلى السجود فلا يستطيعون وفي الصحيحين : أن الناس يؤمرون بالسجود ، فيصير ظهر المنافق طبقا ، فلا يستطيع أن يسجد
Седьмое мнение: они будут испытаны в ахирате. Они предстанут перед огнем. И кто сможет войти в него, то для него это станет безопасной прохладой, а кто откажется, тот будет наказан. Аль-Баззар передает это от Анаса, Абу Саида, и также его приводит ат-Табарани от Муаза ибн Джабаля. Хадисы, передающие, [что будет] испытание для умалишенного и того, кто умер в период «аль-фатра», достоверны. Имам аль-Байхакы в «Аль-Итикад» передает, что это достоверный мазхаб. И в ответ на это возражают, что ахират — это не место обязывания чему-то (дар ат-таклиф), поэтому там нет никаких дел или испытаний. И на это отвечают, что это после попадания в Рай или Ад, а что касается времени воскрешения, то тот нет ничего невозможного. Ведь Всевышний Аллах сказал (смысл): «В тот день, когда обнажится Могущество Аллаха, их призовут пасть ниц, но они не смогут сделать этого» [68:42]. Также в двух «Сахихах» передается, что людям будет велено совершить земной поклон, но у лицемера (мунафик) спина станет неподвижной, и он не сможет совершить земной поклон.
ثامنها أنهم في الجنة ، وقد تقدم القول فيه في » باب فضل من مات له ولد » قال النووي : وهو المذهب الصحيح المختار الذي صار إليه المحققون ، لقوله تعالى : وما كنا معذبين حتى نبعث رسولا وإذا كان لا يعذب العاقل لكونه لم تبلغه الدعوة ، فلأن لا يعذب غير العاقل من باب الأولى ، ولحديث سمرة المذكور في هذا الباب ، ولحديث عمة خنساء المتقدم ، ولحديث عائشة الآتي قريبا
Восьмое мнение: они будут в Раю. Мы уже приводили это мнение в разделе «Достоинство того, у кого умер ребенок». Ан-Навави сказал: Это достоверный и избранный мазхаб, которому последовали мухаккыки. Это соответствует словам Аллаха (смысл): «Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника». Если не наказывают разумного, до которого не дошел призыв, то не наказывать неразумного очевиднее, согласно упомянутому хадису Сумра, а также хадису Аиши.
. تاسعها الوقف . عاشرها الإمساك . وفي الفرق بينهما دقة
Девятое мнение — остановка. Десятое — молчание. Разница между ними очень тонкая».
Заключение
Итак, мы разобрали четыре основные позиции по этому вопросу: (1) все ахль аль-фатра попадут в Рай, и это мнение очень трудно принять, затем (2) что все совершающие ширк и куфр будут в Аду, (3) затем что ахль аль-фатра ждет испытание и (4) остановка от суждения в этом сложном вопросе.