Э-хе-хе... Ну вот и дожили - даже здесь нам подсунули фальшивую елочную игрушку. Вроде бы дорогую и блестящую, да только нифига не радующую.
Я долго размышлял, чего недостает новому "Борну" и почему он вдруг скатился в безыдейный калейдоскоп экшен-сцен. И в итоге понял: зрительского сопереживания. В первой части Джейсон был молод, отчасти наивен, лишен памяти и его попытки всё вспомнить, а также шашни со случайной незнакомкой, делали этот образ глубоким и трогательным. Во второй серии с этой задачей хорошо справлялись жажда мести и рефлексии по поводу невинно убиенных в прошлом жертв. В третьей серии расследование Борном собственной амнезии вышло, наконец, на финишную прямую. Туда, где сама по себе финальная битва одиночки с высокопоставленными негодяями вынуждала зрителя болеть за "нашего парня". Вот почему четвертая часть, где Борн отсутствовал, получила заслуженные оплеухи, а на его возвращение в пятой главе делались очень высокие ставки. Тем более, что снимал ее Пол Гринграсс, режиссер второго и третьего "Борнов".
Ну вот, старина Джейсон вернулся, и что имеем в сухом остатке?
Прежде всего, полную атрофию драматической составляющей. Новый Борн появляется из ниоткуда, пробегает галопом дежурную дистанцию, раздает всем мудакам по зубам и снова ныряет в тень. На этом всё. Нет, конечно, попытка мотивировать его на пробежку есть - отмщение за убиенного в далеком прошлом папашу, который (сюрпрайз, маза фака!) тоже был причастен ко всей этой цэрэушной эквилибристике. Вот только никакой симпатии к тому мужику у зрителя не возникает, а на все их отношения с сыном отведена лишь одна пустая разговорная сцена. Да и сам новый Борн растерял даже те скупые эмоции и чувство юмора, которые были у него прежде. И хоть постаревший Дэймон в целом выглядит зачётно, однако видеть его не меняющуюся на протяжении всего фильма, нынешнюю морду-тяпку - то еще сомнительное удовольствие.
Да что там Дэймон! Никто в "Борне 5" особо не напрягается. Венсан Кассель, от которого ждешь его фирменной психопатинки, мог бы слепить на ее основе яркий образ эксцентричного киллера, но вместо этого он играет банального до зевоты "человека с ружьем". Томми Ли Джонс в роли сорок восьмого Зловредного Старика в этой франшизе - просто образец махровой вторичности. Жутко постаревшая Джулия Стайлз говорит "привет-привет", затем "пока-пока", вот и вся ее роль. Ну и оскароносная Алисия Викандер (наша новая Лара Крофт) в роли очередной, разве что покамест платонической бабы Борна - здесь она лишь обычная смазливая мордашка, без какой-либо изюминки. Даже бровки ее героиня насупливает как ребенок, зато она уже сидит на командной должности в разведке - верим-верим, а как же!
В общем, не безнадежно, но досадненько. Выкиньте из любой предыдущей серии "Борна" все "человеческое" и оставьте одну беготню - вот это и будет "Джейсон Борн". Который по-прежнему крут в виде авто- и мордопобоища, но как драма он сдулся окончательно и бесповоротно.
И вот гляжу я на всю эту свистопляску и думаю: слушайте, а может позвать назад Джереми Реннера (Не-Борна-4)? Ведь по сравнению с нынешним Дэймоном он хотя бы выразительно играл. Да и вообще походил на человека, а не на придаток к спусковому механизму пистолета.
Реннер, вернись! Кто бы мог подумать, что именно тебя нам будет здесь не хватать.