Этот урок очень хорошо описывается принципом состоятельности:
Ваш заработок пропорционален вашей ценности на рынке.
Если так просто прочитать эту цитату, то с одной стороны, вроде очевидная информация. С другой стороны, фраза не особо понятна. Вот что такое ценность? Давайте разберём это понятие на запчасти.
Ценность формируется из 4 факторов:
Предложение – то, что мы поставляем на рынок. Большинство людей поставляют своё время различным компаниям. Они стремятся продать этот ресурс по максимально возможной цене – трудятся наёмными рабочими. Предприниматели – стартаперы идут немного дальше. Но если с самого начала не закладывать в бизнес возможность отхода от оперативного управления, то со временем поймёшь, что, по сути, продолжаешь работать «на дядю», только вот в роли дяди ты сам собственной персоной.
Однако, мало кто задумывается, что на рынок можно поставлять не только своё время. Ответьте самим себе, у вас есть хобби? Может быть, вы любите петь, танцуете, пишете книги/песни, делаете какие-нибудь поделки? Нет? А если подумать? Наверняка у каждого что-нибудь-то найдётся.
Внимание, вопрос! Вы хотя бы попробовали монетизировать ваше увлечение? Простейший сайт собрать в конструкторе дело нескольких минут, или аккаунт в инстаграмме открыть. Можно даже с этим не заморачиваться, а просто пойти на онлайн «Ярмарку Мастеров» (в случае каких-то поделок) или сайтов типа kwork.
О себе расскажу чуть позже, а моя сестрёнка, к примеру, шьёт небольшие декоративные подушечки. Получается очень и очень неплохо. Самой ей просто нравится это делать, меня же давно подмывает хотя бы попробовать продвинуть эту тему в интернете (разумеется, я только в роли распространителя – за небольшой процент от продаж). Не сделал только потому, что было лень. Опа! А вот и возможность «к богатству» вновь мелькнула. Заметили? Теперь нужно лишь решить, делать её или не делать. Я склоняюсь к тому, чтобы хотя бы попробовать и показать сестрёнке, что деньги можно зарабатывать не только работой, но и делая то, что ей нравится.
Другой пример. Опять вспоминаю ту девушку. Несмотря на то, что попрощались не очень тепло, зла, во-первых, не держу, а, во-вторых, мнения своего не меняю. Потенциал у неё огромнейший. Горы свернуть – на раз, два, три. Есть среднеспециальное образование – уже достаточно, чтобы практически любую работу найти. В продажах, особенно в банковской сфере, точно будет на своём месте. Насколько я помню, аргумент был такой: «Я заранее знаю, что меня никто не возьмёт, поэтому даже пробовать не буду», и, не думаю, что что-то с тех пор изменилось. Мне известно, что ей нравилось фотографировать. Почему бросила – никакого вразумительного ответа дано не было. Хотя живёт в Москве, есть необходимая техника, бесплатных курсов по искусству фотографии в интернете пруд-пруди, одних свадьб проводится каждый день столько, что хорошие фотографы заняты просто хронически. И платят за день столько, сколько на простейшей подработке за пару месяцев не заработаешь.
Спрос. Прежде чем какой-то свой талант нести на рынок, на этом рынке спрос нужно найти. Если на первый взгляд спроса нет – проверим ещё раз. Второй раз не видим спроса? Пробуем третий раз. Опять мимо? Пытаемся 4 раз, но по-другому. Зачастую фраза «спроса нет» означает лишь то, что его плохо искали. Или не искали вообще.
Напомню достаточно интересную историю (вычитал на просторах интернета):
В конце 90-х мой друг приставал ко всем с бизнес идеей: давайте будем выпекать хлеб, нарезать его, упаковывать и продавать уже нарезанным чуть дороже, чем обычно. Все кругом крутили у виска и говорили: «Какой придурок будет платить за нарезанный хлеб?». Отговорили, короче. А сейчас, что происходит в магазинах?
Качество. С качеством, в общем-то, всё понятно. Чем выше качество ваших услуг или товара – тем выше оплата. Проверить, являетесь ли вы лучшим специалистом в своей сфере очень легко. Посмотрите, сколько вам платят и спросите себя, есть ли те, кто за то же самое получает больше? Если есть такие – поздравляю, вам есть куда расти!
Если вам не платят, это значит, что, либо вы делаете это с недостаточным уровнем качества, либо (и это скорее всего) боитесь за ваши товары или услуги брать деньги.
Количество. У большинства людей (в т.ч. и у меня) наблюдается большая проблема с количеством товара или услуг, которые поставляются на рынок. Люди ведь платят за что? За то, что им помогают решить какие-то их проблемы или получить удовольствие. То есть, ответ на вопрос «как заработать много денег» очень простой. Нужно в своей области помогать как можно большему количеству людей. На практике это значит, что нужно не бояться ставить большие цели. Например, моя цель изначально была – раскрутить один Дзен-канал. А теперь понимаю, что пусть лучше целью будет раскрутка сети дзен-каналов, или, может быть, полноценных сайтов – в области продвижения сайтов проще отойти от оперативного управления, в случае же Дзен-канала – не писать можно, но канал просто потухнет и всё. Отдать написание статей на аутсорс кому-то можно, но, явно не этот канал и не эту тему.
Думаю, и вам теперь очевидно, что отход от оперативного управления в области бизнеса, это тоже про количество. Первое время надо вывести бизнес на стабильные результаты как можно быстрее (вместо того, чтобы ждать 3 года до первой прибыли), затем необходимо отойти от дел (оставив себе критические рычаги контроля), чтобы освободить себе время для НОВОГО проекта. Одновременно несколько тем развивать, мягко говоря, затруднительно. Поговорка стиля «за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» работает и в процессе достижения богатства, и в бизнесе.
В этом уроке вышло много теории, а теперь время практикума:
1. Я должен написать в чём, по моему мнению, заключаются мои таланты, что мне всегда легко давалось. Мне нужно указать, как и где я могу максимально эффективно использовать мои знания, навыки и умения в повседневной жизни;
2. Поразмыслить с друзьями или коллегами, каким образом можно решить проблемы людей, численность которых в десять раз превышает текущих клиентов. Написать три плана действий.
Если с первым пунктом всё понятно, то второй придётся немного модернизировать. Я ведь не работаю, и, формально, клиентов у меня нет. А что если выбрать один вид деятельности и расписать мой план действий при количестве клиентов 10, 100 и 10 тысяч человек.
Но о результатах практикума вы узнаете из следующих публикаций! Оставайтесь на канале, до скорой встречи!