Десять месяцев назад Бахрейн, Египет, Йемен (правительство Хади), Коморы, Ливия (временное правительство), Мальдивы, ОАЭ, Саудовская Аравия и Объединённые Арабские Эмираты обрубили дипломатические связи с Катаром. Джибути и Иордания понизили уровень диппредставительства. Фактически Катар тогда назначили главным виновным поддержке терроризма всех мастей (начиная от "Братьев-мусульман" с ИГИЛ и заканчивая Ираном) и вынудили сменить лагерь - из ярых противников сирийского режима Катар оперативненько перевёлся в стан иранских и турецких друзей.
На прошлой неделе прошёл 29-ый саммит Лиги арабских государств. Катарский кризис тоже обсуждали, в очередной раз подчеркнув важность выполнения 6-ти каирских требований:
1. Приверженность борьбе с экстремизмом и терроризмом во всех видах и формах, недопущение их финансирования или предоставления убежища террористическим элементам.
2. Отказ от подстрекательства к раздорам, ненависти и жестокости.
3. Полная приверженность Риядскому соглашению от 2013 года, дополнительным соглашениям и исполнительным процедурам 2014 года в рамках Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива.
4. Приверженность итогам арабо-американского саммита в Эр-Рияде в мае 2017 года
5. Отказ от вмешательства во внутренние дела и поддержки незаконных формирований
6. Принцип ответственности международного сообщества за борьбу с терроризмом и экстремизмом.
Требования, мягко говоря, расплывчатые. "Обеливание" произойдёт тогда, когда нужно.
Да вот только обрубание дипломатических связей - мнимое. Ситуация здесь схожа с разворотом Турции: непримиримость - непродолжительный кризис - новые связи взамен утраченных.
У произошедших событий глубокая экономическая подоплёка - происшествие явилось лишь следствием планов на переделку рынка. Сельскохозяйственную продукцию в Катар теперь поставляет Иран, а не Саудовская Аравия.
США с Катаром разрывать отношения не стали - слишком много совместных бизнес-проектов. Да и Америке ли осуждать кого-то за поддержку террористических настроений? Наоборот, со Штатам отношения только упрочились. Ну и Катар традиционно откупился новыми контрактами и сделками - к примеру, Qatar Airways инвестировали 92 млрд долларов в покупку 332 самолётов американского производства.
К слову, про бизнес. С начала "блокады" Катара соглашения с Финансовым центром эмирата подписали 120 компаний - прирост инвестиций в два раза превышает докризисные показатели.
К тому же, администрация Трампа на публике выступает в роли посредника между Катаром и стороной обвинения. Ну и публичная риторика эволюционирует: в июне 2017 года старина Дональд обвинил Катар в финансировании терроризма, а уже в январе 2018 года, наоборот, поблагодарил за борьбу с терроризмом. Не, ну а что, нужно же изменения показывать. Даже меморандум о договорённости между США и Катаром в борьбе с терроризмом подписан.
Однако грозная ястребиная риторика со стороны "заливников" продолжается. Сухопутное сообщение с Катаром фактически перекрыто - в декабре был закрыт последний погранпереход Сальва. Сейчас заходит речь о том, чтобы превратить Катар в остров, прорыв канал. На "отпиленной" южной оконечности полуострова саудиты планируют построить хранилище для отработанного ядерного топлива и военную базу (по логике нормальных стран эти объекты должны бы находиться на хорошем удалении друг от друга). Кстати, права Катара чисто технически не нарушаются - "пилить" саудиты будут на один км южнее своей грпаницы.
Строительство "Сальвского канала" финансируется частниками из Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратов, а претворять проект в жизнь будут египетские подрядчики. Протяжённость канала составит 60 км, ширина - 200 метров, а глубина - 15-20 метров. Этого достаточно для коммерческого и туристического судоходства. Приблизительная цена строительства - 747 млн долларов.
Но ведь не бывает в мире просто так, что несколько стран берут и решают отпилить полуостров - серьёзные дяди в национальных арабских одеждах денежки тоже умеют считать. Саудиты, эмиратчики и египтяне вместе с Бахрейном (обратите внимание на схеме канала, где находится Бахрейн) изначально и положили начало "Катарскому кризису".
В данном районе планируется построить пять отелей, два порта и свободную торговую зону. Экономическую выгоду от этого аппендикса оценить сложно - едва ли устоявшиеся маршруты через Суэцкий канал и Персидский залив начнут менять. Но едва ли Саудовская Аравия стала бы вкладываться в экономически невыгодный проект. Да и частные инвесторы денежки считать умеют.
По идее, если с Катаром разорваны дипломатические отношения, то о каком партнёрстве может идти речь?
Да вот только весь раскол с Саудовской Аравией и "заливняками" приправлен изрядной долей популизма. К примеру, сейчас военнослужащие Катара принимают участие в военных учения "Щит залива 1" на территории саудитов. Во главе делегации приехал НГШ ВС Катара - фигура немаленькая. На территории королевства также находятся представители остальных осадивших стран.
Разве такое было бы возможно, если бы Катар действительно был в опале?
Подписывайтесь на канал "Рыбарь" в Telegram: https://t.me/rybar