Найти тему
muntaqa.info

Шариатский довод «истисхаб» — приверженность основе. Общая информация

Оглавление

[Суть истисхаба]

Пишет имам Бадруддин аз-Заркаши аш-Шафии: «Истисхаб аль-халь (приверженность былому положению) будь то в наличии чего-либо или отсутствии, в решениях разума или шариата — его (истисхаба) смысл таков, что основа утвержденного в прошлом заключается в том, что оно остается (таким же) в будущем. Этот смысл выражен в их (ученых) словах: «Основа в том, что то, что было, остается таким, каким оно было, пока не появится то, что его изменит». И кто заявит о нем (истисхабе в каком-то вопросе), на том разъяснение (т.е. доказательство)…

[Насколько силен истисхаб как довод]

Сказал аль-Хауаризми в «аль-Кафи»: «Это последняя опора в фатве. Если муфтия спрашивают о каком-либо происшествии, то он ищет постановление о нем в Коране, затем в сунне, затем в единогласном мнении, затем в кыясе (суждении по аналогии). И если не найдет, тогда берет решение о нем из истисхаба аль-халь, будь то в отрицании или утверждении. Если будет сомнение насчет того, не прекратил ли он действие, то основа в том, что он остается действительным. Если будет сомнение насчет того, утвержден ли он (в данном положении), то основа в том, что он не утвержден».

[Мнение большинства ученых об истисхабе]

Он является доказательством, к которому обращается муджтахид, когда не найдет во возникшему вопросу конкретного доказательства. В соответствии с этим высказались ханбалиты, маликиты, большинство шафиитов и захириты. Будь то в отрицании или утверждении.

[Мнение ученых-ханафитов о том, насколько пригоден истисхаб в качестве довода]

А второй мазхаб передан от большинства ханафитов и мутакаллимов, таких как Абу аль-Хусейн аль-Басри, да помилует его Аллах. Он заключается в том, что истисхаб не является доказательством, потому что утверждение чего-либо в одно время нуждается в доводе, и таким же будет положение в другое время, поскольку (в другое время) это (утвержденное в первое время) может быть, а может и не быть. И положение здесь (в шариатских вопросах) отлично от того, что утверждается органами чувств, поскольку в этой области (наблюдений) Аллах установил такой обычай (что утвержденное в первое время остается и во второе), но не установил обычай в шариатских положениях, и они не примыкают к этому виду…
Я (аз-Заркаши) скажу: передано в книгах большинства ханафитов, что он (истисхаб) не годится в качестве доказательства, которым можно было бы обязывать другого (правоведа при диспуте), но годится в качестве доказательства для оправдания и защиты».

См. «Аль-Бахр аль-мухыт» 8/13-15.

[Некоторые примеры истисхаба]

Писал имам Аляуддин аль-Мардауи аль-Ханбали: «… Из его видов — истисхаб аль-‘адам аль-аслий (приверженность основе отсутствия). Под ним подразумевается то, отрицание чего познано разумом. И основа отсутствия (этого) остается в том же положении, в котором была. Как с основой отсутствия обязанности (уаджиба) совершать шестую молитву и отсутствия обязанности (уаджиба) держать пост помимо месяца рамадан. Поскольку не пришли шариатские тексты с утверждением этого, разум вынес решение об отрицании этих положений из-за отсутствия того, что их бы утверждало.
И из его видов — истисхаб аль-хукм (приверженность постановлению), на наличие и постоянство действительности которого указал шариат из-за наличия причины (этого постановления). Как с (утверждением того, что у человека остается) право на владение, после того, как была организована его причина (т.е. покупка, дар, наследство и др.)».

См. «Ат-Тахбир. Шарх ат-Тахрир» 8/3754-3755.
_________________________

Источник: https://muntaqa.info/istishab
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh