Как известно, в Смоленске два аэродрома. Северный и Южный. Северный — большой, военный, всемирно известный неудачным приземлением одного польского самолёта. Сейчас он не работает. Южный — маленький, гражданский, помаленьку продолжающий работать с малой авиацией местного значения. А ведь было время, когда с Южного аэропорта совершались регулярные авиарейсы по всей западной части СССР.
Появился аэродром в Тихвинке в романтичную эпоху высокого советского дизельпанка — в 1932 году. Авиаторы немедленно принялись обрабатывать окрестные поля и развозить почту в отдалённые районы тогдашней огромной Западной области с центром в Смоленске. Для них в районах сделали десятки взлётно-посадочных полос, и уже скоро небольшие рабочие аэропланы стали привычным зрелищем по всей Смоленщине и окрестностям.
Новая глава в истории Южного открылась уже после войны, в 1958 году. Именно тогда со смоленского аэропорта начались первые регулярные пассажирские рейсы по внутриобластным маршрутам: в Велижский, Дорогобужский, Монастырщинский, Хиславичский и Угранский районы. По старой памяти был рейс и в Бельский район Тверской области, который передали в её состав из Смоленской годом ранее. А в 1959 году началось регулярное авиасообщение между Смоленском и Москвой — полёт занимал около полутора часов.
К началу 1980-х годов география регулярных пассажирских рейсов из Смоленска стала впечатляющей и совершенно фантастической по современным меркам. Из нашего города можно было добраться по воздуху в Москву, Ленинград, Минск, Киев, Воронеж, Новгород, Могилёв, Гомель, Днепропетровск, Саратов, Тулу, Витебск, Брянск, Мариуполь… Самым дальним был летний рейс в Адлер на Чёрное море — почти на 1400 километров. Он требовал по меньшей две посадки с дозаправкой.
Летали из Смоленска пассажирские самолёты трёх типов. Советские Як-40, чехословацкие Л-410 «Турболёт» и вездесущие Ан-2, также известные как «Кукурузник». Именно на них и приходилась львиная доля всех полётов из Смоленска — прежде всего местных. Но летали смоленские «кукурузники» и в Москву, и в Новгород, и в Витебск. Правда, комфорт там был впечатляюще суровым и спартанским, а посадка становилась настоящим испытанием для людей со слабым вестибулярным аппаратом. В 1983 году в Смоленске открыли новое здание аэровокзала.
Увы, в 1991 году всё это прекратилось. Ведь в СССР пассажирские перелёты очень серьёзно субсидировались государством, потому билет на самолёт мог позволить себе даже студент, и не сильно при этом ужавшись в расходах. А когда субсидии кончились — с точки зрения коммерции эти рейсы стали абсурдом: слишком дорого для подавляющего большинства пассажиров, а дешевле — не на что будет покупать горючее и запчасти. Да и сами машины были к этому времени глубоко изношенными, а на замену и даже ремонт, опять же, денег не было.
Ныне с Южного совершаются в основном частные, спортивные и развлекательные полёты, да надзор за лесами и газопроводами. Последнее скоро начнут делать беспилотники. А с учётом цен на авиатопливо — очень вероятно, что как минимум в ближайшие десятилетия регулярные авиарейсы из Смоленска останутся лишь несбыточной мечтой.
Если вам нравятся наши статьи - подписывайтесь на нашу группу: vk.com/forpost863