Найти тему

История ВАЗа

20 июля 1966 года принято постановления № 558 за подписями
Л.И.Брежнева и А.Н.Косыгина о строительстве завода по производству легковых
автомобилей в городе Тольятти. Этому постановлению предшествовала долгая работа
по выбору площадки для строительства: на право строить автогигант претендовали
многие области. На первом этапе рассматривалось 112 площадок. После первого
грубого отбора осталось 39. На финишную прямую вышли шесть основных
претендентов: Горьковская площадка, Вологодско-Ярославская, Саратовская
(Саратов – Балаково), Украинская (у города Бровары), Белорусская (Минск –
Гомель) и, наконец, Тольяттинская. Окончательный выбор пал на Тольятти.

Он привлек внимание своим выгодным географическим положением на пересечении всех
транспортных путей, близким соседством Волжской ГЭС, мощно развитой
строительной индустрией и высоким интеллектуальным потенциалом Куйбышевского
региона. 15 августа 1966 года в Москве Министерство внешней торговли СССР и
Акционерное общество ФИАТ заключили генеральное соглашение о сотрудничестве в
области разработки конструкции легкового автомобиля, проекта автозавода и его
строительстве в СССР сроком на 8 лет. Обязательства ФИАТа были очень широки.
Помимо передачи конструкции и технологии автомобиля, ФИАТ-124 должен был быть
доведен до возможности эксплуатации в СССР, его двигатель необходимо было
разрабатывать заново. ФИАТ, согласно контракту, был также обязан предоставить
конструкцию и технологию всех комплексных изделий, и технические требования на
все материалы. Кроме того, он должен был контролировать качество всех
материалов и комплектующих изделий. ФИАТ передавал ВАЗу конструкцию и
технологию большинства видов инструмента и оснастки, согласовывал все виды
технического оборудования. По советскому оборудованию итальянский концерн
должен был рассматривать и согласовывать технические задания. Наконец, ФИАТ
отвечал за участие в наладке и освоении проектной производительности
разрабатываемых им технических процессов, обеспечивал обучение вазовских кадров
в количестве нескольких сотен человек.

В 1960 году в СССР было произведено 139 тыс. легковых
автомобилей (для сравнения: в том же году в США было произведено 6 675 тыс.
легковых автомобилей, в ФРГ -1 675 тыс., в Италии – 596 тыс.). На 1000 человек
населения в 1970 году, к моменту пуска ВАЗа, в СССР приходилось 6 легковых
автомобилей.

Москвич - 408
Москвич - 408

Эти факты не могли не заставить задуматься. В 1966 году на
XXIII съезде КПСС Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин озвучил
директивы на восьмую пятилетку: «Быстрое развитие должна получить автомобильная
промышленность; проектируется увеличить производство грузовых автомобилей в
1,6-1,7 раза, а легковых автомобилей – почти в 4 раза; для этого потребуется
расширить существующие заводы и построить новый автомобильный завод». Завод был
нужен по многим причинам. Прежде всего, этот момент особенно подчеркивал
Косыгин, с вводом в эксплуатацию предприятия появлялась возможность резко
ускорить развитие и технический прогресс в десятках других отраслей
промышленности. Создание автомобильного завода влекло за собой развитие,
переоснащение сотен и сотен других предприятий не только автомобильной, но и
многих смежных отраслей, начиная с металлургии, химии, инструментального
производства; заканчивая стройиндустрией, изготовлением стекла, легкой
промышленностью. Выпуск автомобилей также решал важный вопрос покрытия
платежеспособного спроса населения. На начало 60-х годов только в сбербанках
СССР хранилось свыше 60 млрд. рублей личных сбережений. Поэтому крайне важно
было найти им сферу применения, учитывая извечную тягу людей к личному
транспорту и «сокращению расстояний».

Вторая часть статьи: История ВАЗАа (часть2)
Не забывайте подписывать и ставить лайки. Скоро будут новые статьи!