Помните, как в конце 90-х газеты радостно кричали о новой разработке отечественных производителей – процессоре Эльбрус! Какой он мощный, наш, родненький, утрёт нос AMD и Intel. В течение почти двадцати лет, с периодичностью раз в пять лет появлялись в сети заметочки об этом невероятном процессоре. Вот-вот поступит в продажу. Кто-нибудь видел этот уникальный суперпроцессор на полке магазина? Кроме анекдотичных россказней по телевизору о новых русских смартфонах, ничего не появляется.
Можно долго рассказывать о прекрасных условиях для развития в России компаний IT индустрии. О блокировке LinkedIn, о бегстве из страны Дурова, про лихой разбойничий наскок Роснефти на АФК Система, стоивший последней 136 млрд. рублей; о продолжающейся идиотии с блокировкой Telegram.
Не стоит сокрушаться на тему "инвестиционного климата", об этом не жалея языка своего, заботится вечноспящий господин Медведев.
Хочется посмотреть на ту первую ступеньку, с которой будущие русские Биллы Гейтсы, Стивы Джобсы и Илоны Маски начнут свой путь к своим высокотехнологичным компаниям, - на школьное образование.
В нашей современной школе знакомство с информатикой у детей начинается с изучения Paint. Да-да, школьники изучают тот самый олдовый примитивный редактор, который шёл ещё с Windows 95. Не Photoshop, не, Illustrator, и даже не Paint 3D. Как это знакомо, изучать в средней школе что-то безнадёжно устаревшее. Кто помнит, в середине 80-х, детей на уроках математики ещё обучали пользоваться счётами, когда в СССР калькуляторами вовсю пользовались уже с конца 70-х.
Изучают Paint затейливо и с огоньком. Paint, это вроде как редактор, предназначенный для создания простенькой графики. Учитель информатики в нашей школе дал задание пятиклассникам рисовать в Paint столбиковую диаграмму. Пятиклассники, зная, что для диаграмм и графиков лучше использовать Excel, делают диаграмму, показывают учителю. За свою диаграмму из Экселя получают тройку. На недоумение школьников, получают ответ учителя, что диаграмму надо было делать в Paint. Изощряться вырисовывать оси и столбики. Как сказано, так и делайте, нечего умничать.
Помните историю африканского учителя из Ганы, который рисовал мелом на доске скриншоты экрана монитора? Так у него не было компьютеров, а в нашей школе компьютеры есть, но методика преподавания африканская. Да, теоретически можно нарисовать в Пэйнте диаграммы. А ещё можно заставлять детей изучать, как с помощью фотоаппарата забивать гвозди, или отложив топор в сторону, стамеской пытаться срубить дерево.
Учебная программа устарела лет на десять. Вместо С++ или Java в старших классах школы изучают Word и Excel. Главный учебный постулат: Я - учитель, ты – дурак. Инициативу ученика – непременно наказать. Не удивительно, что в итоге не слышно о русских IBM, Oracle или Google.