Вопрос о плате для большегрузов решат в Москве
Власти Ленобласти попросят Минтранс и Росавтодор «спустить» систему «Платон» на региональный уровень, об этом вчера сообщил журналистам председатель комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Юрий Запалатский.
Региональным аналогом «Платона» - системы взимания платы с 12-тонников за пользование федеральными трассами, областные дорожники грезят не первый год. В ходе недавней конференции дорожно-строительной отрасли в Москве был сделан реальный шаг к региональной модели: в течение двух недель будет подписана резолюция с предложением Минтрансу России и Росавтодору по распространению «Платона» на областные дороги.
По мнению главы дорожного комитета Ленобласти Юрия Запалатского, принципиальные решения о взимании платы с большегрузов за пользование областными магистралями первым должен принять федеральный центр. Речь идёт о внесении поправок в законодательство РФ, регламентирующее применение «Платона», где вместо слов автодороги «федерального значения» появятся «федеральные и региональные», поясняет директор ГКУ «Ленавтодор» Денис Седов.
По его словам, требуется «спустить» программу на региональный уровень. В Ленобласти, которая является транзитным регионом, система крайне востребована. «У нас есть два порта «Усть-Луга» и Приморский, имеются две государственные границы с Эстонией и Финляндией, существенно увеличивается грузопоток. Недопустима ситуация, когда большегрузы с федеральных трасс сворачивают на региональные дороги, которые не подготовлены для таких нагрузок. Опорную сеть дорог региона необходимо сохранить», - пояснил Юрий Запалатский и добавил, что в связи с этим необходимо все средствами сохранить опорную дорожную сеть Ленобласти.
В одном из российских регионов уже проводили эксперимент по внедрению «Платона», ключевые показатели этого проекта были взяты на вооружение властями 47 региона.
«Сборы от выставленных перевозчикам штрафов по расчётам региональных дорожников составили порядка 1 миллиарда рублей, но собрать они смогли только 200 млн. рублей. Нами был взят этот опыт за отправную точку», - отметил Денис Седов.
Ленавтодор предпринимал попытки скопировать «Платон» и раньше. На региональной сети были задействованы пространственные системы весогабаритного контроля, с учётом выставленных штрафов и платы за пользование автодорогой в базе данных. Компания «Ростелеком» предложила лизинговую программу, но посчитав, сколько контрольных постов понадобится дорожникам, чтобы перекрыть территорию Ленобласти, стало понятно, что это очень большие финансовые вложения. «Внедрить готовую систему «Платон» в региональные бюджеты гораздо легче, чем изобретать «велосипед», - считает Седов. – Посты весового контроля нужны не на всех дорогах Ленобласти, а только там, где проходит транзитный транспорт, а также в местах, где возможен съезд с федеральных трасс и проходит трафик с карьеров. Например, много хлопот доставляют большегрузы идущие со строительства газопровода «Северный поток-2», всего на первых порах понадобится порядка 15 постов.»
По мнению областных чиновников, полученные от «Платона» средства, помогут сократить недоремонт региональных трасс, нагрузка на них год от года растет. По информации КДХ, в настоящее время из 10 тысяч км региональной сети требуют пристального внимания властей примерно половина, порядка 4.5 тысячи км дорог.
Похожие проблемы испытывают и другие регионы - в случае, если федеральные ведомства одобрят резолюцию и запустят в Ленобласти пилотный проект «Платон», этот опыт может быть растиражирован на других региональных трассах.