Несколько месяцев назад у нас в городе появились первые баки для сортировки мусора. Отдельно можно сдавать пластик, стекло, картон. Но, прежде чем радоваться, как вы помогаете экологии, сортируя мусор, давайте узнаем, что с ним происходит дальше. В понедельник я побывала на домодедовском мусоросортировочном заводе и приготовила небольшой репортаж.
Вся дальнейшая информация записана со слов директора завода. Ей же принадлежат все суждения оценочного характера, прогнозы и предположения в тексте далее.
Итак, транспортные компании собирают мусор, привозят его на завод и сваливают в одну большую кучу. Сейчас она выглядит вот так.
Затем мусор из кучи поступает на линию сортировки. Он быстро едет по ленте, а сотрудники завода выцепляют из него то, что подлежит дальнейшей продаже.
Это стекло, аэрозоли, алюминиевые банки, крышки, пакеты, пластик и многое другое. Всё это собирается в отдельные мешки. Мусор, который подлежит дальнейшей переработке называют вторичным сырьём.
Не всегда то, что вы читаете в Интернете, применяется в жизни. Например, на заводе не сортируется пластик по маркировке цифрами. Это просто физически невозможно: сотрудник не успеет увидеть цифру на дне бутылки, лента едет слишком быстро. Пластиковые ёмкости сортируются по наличию точки или полоски на дне. Тетра пак, кстати, не перерабатывается, поэтому продукция в пластиковых бутылках или банках более экологична (если можно так сказать).
После того, как мусор рассортирован, он отправляется в пресс. Получаются большие брикеты из, например, пакетов или банок. Вот эти брикеты можно продавать.
Чтобы понять, что вообще продаётся и кому, нужно обратиться к бизнес-стороне всего этого процесса. Мусоросортировочный завод мусор, как ни странно, сортирует, а потом продаёт мусороперерабатывающему заводу (угадайте, чем тот занимается). А уже переработанный мусор продаётся предприятиям, которые используют получившееся из мусора сырьё для новых производств.
Соответственно, сортировочный завод имеет часть постоянных заказов (то, что у него точно всегда покупают) и часть разовых продаж. Например, приходит к нему клиент, который делает заказ на крышки от банок. Рядом с сортировочной лентой появляется мешок для этих крышек. Они долго собираются, а потом клиент покупает сразу большой их обьем. Если клиент не передумает или не купит раньше у конкурентов, и тогда крышки останутся лежать на заводе мертвым грузом. Потому что выбросить хочется, а жалко. Вдруг опять кому-то понядобятся.
Летом процент вторичного сырья (то есть, того, что можно переработать) среди всего мусора меньше, чем зимой. Это объясняется большим количеством органических отходов от фруктов и овощей. Вообще мусора, пригодного для дальнейшей продажи, всего около 5%. Остальное отправляется на полигон.
Ну, точнее, отправлялось раньше, а сейчас уже больше месяца все полигоны Москвы и Подмосковья закрыты и не принимают новый мусор. Поэтому и такая большая куча на въезде на территорию завода. Закрытие полигонов нужно, чтобы подготовить население к повышениям тарифов за вывоз мусора. Только деньги от этого повышения до самих заводов не доходят, а остаются в государственных органах.
Раздельный сбор мусора особо не помогает. Во-первых, его процент ничтожно мал. Во-вторых, собирать этот процент все равно нужно отдельно, а это дополнительные расходы для транспортных компаний и сортировочного завода. А ещё из таких контейнеров люди сами порой воруют уже отсортированный мусор, чтобы сдать его за деньги самостоятельно.
Ещё одна большая проблема - это перекладывание обязанности по мытью мусора с сортировки на переработку. Оба предприятия не хотят этим заниматься, потому что для этого нужны ещё люди, место и мощности.
Так что ждите лета, неприятного запаха и повышения тарифов на вывоз мусора.