После тройственного воздушного удара по Сирии 14 апреля 2018 года многие арабские страны почувствовали себя уязвимыми перед непредсказуемостью агрессивных актов коллективного Запада. Страны арабского Магриба (Северной Африки) - главная новая мишень для вероятных воздушных налетов, учитывая их общую нестабильность, напряженность в отношениях, исторический опыт и переброску в них разгромленных джихадистов из Сирии и Ирака. В статье Мухаммада Баба Хайда, опубликованной на следующий день после удара по Сирии в арабской версии франкоязычного издания Le Site Info, излагается видение перспектив превращения региона в новую горячую точку. Российского читателя, вероятно, заинтересует, как рассматривают и чего ожидают граждане Марокко и Алжира от будущего. Ниже - перевод статьи с арабского с примечаниями.
____________________________________________________________________________________________________
Недавние события вокруг Сахары позволили выявить истинную стратегическую роль, которую играет этот регион в конфликте между крупными державами, прежде всего - Соединенными Штатами и Россией. Первые снабжают марокканскую армию современным оружием, а вторая продолжает обеспечивать армию Алжира своими системами вооружений и техникой.
Нападение США на регион
Недавно Министерство обороны США рассказало о военных учениях, которые провели ВС США по сценарию, предполагающему нападение на 5 северо-западных африканских стран с целью уничтожения некоторых террористических групп, переместившихся из Сирии и Ирака в Северную Африку. Здесь они вступили в союз с «Организацией аль-Каида в исламском Магрибе», базирующейся в Алжире.
По сообщению газеты The Intercept, сценарий проведенных учений предусматривает полномасштабную интервенцию США на территорию Западной Африки (южные провинции Марокко, Алжир, Мавритания, Мали, Чад, Нигер) в 2023 году.
Информационное агентство «Анадолу», ссылаясь на мнение военных экспертов, рассказало в своем сообщении, что обнародованные документы Пентагона указывают на готовность Америки перенести войну с терроризмом в ближайшем будущем на северо-западную Африку после выполнения своих задач на Ближнем Востоке, а именно: сокрушения Ирака, Сирии и Йемена.
В этом же сообщении говорилось, что Соединенные Штаты и их Африканское командование вооружённых или АФРИКОМ уже в течение некоторого времени оказывают сильное давление на Алжир, вынуждая его дать согласие на участие в войне против террористических группировок в Африке – предложение, которое Алжир решительно отвергает. Именно это побудило президента России Владимира Путина воспринимать Алжир как «красную линию» (по всей вероятности, это – авторская интерпретация мартовского заявления пресс-секретаря президента РФ Дм. Пескова о том, что президент России никому не позволит переступать за красные линии национальных интересов России – прим. перев.)
Россия предупреждает Америку
Согласно официальным российским источникам, Алжир занимает 3-е место в списке импортеров российских вооружений, закупив российское оружие и военную технику на сумму свыше US$2,5 млрд. Некоторые виды поставленных для усиления алжирской армии видов вооружений являются очень продвинутыми.
Две недели назад алжирские СМИ сообщили, что эта североафриканская страна уже приступила к эксплуатации современного российского радара для наблюдения за воздушным пространством страны и контроля над ракетами и боевыми самолетами за пределами воздушного пространства Алжира. Эта РЛС, называющаяся «Резонанс-НЭ», является одной из самых совершенных в мире. Площадь ее покрытия распространяется не только на небо над Марокко, на даже на некоторые районы Европы.
Увеличение поставок Россией вооружений и техники в Алжир совпало по времени с заявлением президента России Владимира Путина о том, что: «Алжир – это красная линия». Его страна, пояснил президент России, готова ответить на нападение применением ядерного оружия, если любой из его союзников, включая Алжир, будет атакован (см. примечание переводчика выше). Это следует трактовать как сигнал Соединенным Штатам Америки о необходимости прекратить давление на Алжир. За заявлением российского президента последовали поставки в Алжир комплексов «Искандер» (согласно российским СИИ, четыре оперативно-тактических ракетных комплекса «Искандер-Э» были поставлены в Алжир, что сделало его вторым зарубежным получателем данной системы вооружений после Армении – прим. перев.).
Не вооружайтесь без войны
Пока Марокко закупает американское вооружение, включая самолеты дальнего обнаружения и разведки и танки «Абрамс», Алжир обеспечивается российским оружием, способным противостоять американскому.
Марокко и Алжир не ведут боевых действий на своих границах. Они занимают противоположные позиции по сахарскому вопросу, в котором Алжир поддерживает Фронт Полисарио. Военные эксперты, согласно сообщению турецкого агентства «Анадолу», отмечают, что гонка вооружений между Марокко и Алжиром в действительности представляет собой американо-российское соперничество за усиление влияния в регионе. Каждая из этих стран стремится укрепить своего союзника, готовясь к возможному негативному развитию событий в Северной Африке в ближайшие несколько лет.