Успехи Уфимского государственного института сервиса не заметить трудно. Кажется, нет такого конкурса, где бы не участвовали и не побеждали его студенты. Желание выяснить секрет успеха и привело нас к ректору института Александру Дегтяреву.
- Александр Николаевич, как так получилось, что УГИС за какой-то десяток лет смог превратиться из заштатного провинциального филиала в уважаемый, авторитетный в городе вуз?
- Я не раз отвечал на этот вопрос, постараюсь сказать по-новому. Дело в том, что стратегия развития вуза за последнее десятилетие вполне понятна и объясняется, если иметь в виду два аспекта этой проблемы, изменением общественно-политического строя в стране, переходом к рыночной экономике. Новые механизмы потребовали новых подходов к развитию различных отраслей, в том числе и системы образования. Правительство России приняло социально-экономическую программу развития. Не секрет, что в разных регионах воплощали ее по-разному.
Наше счастье, что руководство республики оказалось последовательным в своей социально-ориентированной политике и предоставило нашей системе образования, в том числе и нашему вузу, возможность развиваться.
Мы получили свободу. Это свобода означает диверсификацию методов и форм обучения, вариативность разных уровней системы образования, переход от принципа – «образование на всю жизнь» к системе «образование через всю жизнь», что означает, что человек может получить хоть десять дипломов в течение жизни.
Второй аспект- это, конечно, мощная команда единомышленников, тот интеллект, которых позволил нам реализовать идею демонтажа старой схемы обучения и создания учебного заведения нового типа. Что за этим стоит? Когда приходит такое время, как наше, и раздается глас божий, ведь можно пойти легким путем и не услышать его. Но мы ему все-таки вняли, поняли, что если не найдем свою генеральную идею, нас просто раздавят.
В эти годы нам удалось создать такой мощный интеллектуальный задел, что удалось не только выйти в люди, но и, как вы говорите, из заштатного филиала стать авторитетным вузом. Кстати, если бы не было хотя бы одного из двух аспектов, о которых я говорил, - ничего бы не получилось.
Большим этапом стало решение правительства РФ преобразовать нас из филиала в самостоятельный вуз, это случилось в апреле 2002 года.
Мы -7 000 студентов, почти тысяча преподавателей, доктора, кандидаты - пробить это не могли, пока первое лицо не занялось этим вопросом лично.
-Если можно, чуть подробнее о самом механизме преобразования.
- Мы изменили структуру вуза- переориентировались с заочного на очное обучение, изменили номенклатуру специальностей, вместо семи их стало 18. Простой пример- вот недавно мы открыли новую специальность - «технология бродильных веществ и виноделия». Наши специализированные компании требуют таких специалистов, а готовить их в Молдавии или Воронеже дорого.
Вот эти изменения и потянули за собой цепочку перемен- появились новые кафедры, им потребовались кадры, которые мы стали готовить у себя в аспирантуре. Аспирантура потребовала связаться с академическими институтами Москвы, Питера и Уфы. Эта цепочка была запрограммирована планом, который мы приняли еще в 90 году.
- Видимо, у вас есть план и на будущее?
-Да, мы хотим создать на базе нашего вуза университетский комплекс. Это новый этап развития нашего вуза, его мы планируем реализовать в ближайшие годы.
Сегодня наши студенты обеспечены общежитием только на 67 проценотов. Это сдерживает развитие, студентов селить некуда. Есть проект строительства нового общежития, надеемся, что он будет осуществлен. Мы на это рассчитываем.
-От сессии до сессии известно как живут студенты. Похоже, что на ваших питомцев этот закон не распространяется.
- Тут важно энергию студентов направить в правильное русло, использовать, как говорится, в мирных целях. Поэтому мы приветствуем их участие в олимпиадах, конкурсах, посылаем их в Москву, Берлин и так далее. Они видят, что о них заботятся, и стараются заниматься еще лучше. У них просыпается честолюбие, а это очень хорошо, особенно когда рядом есть старшие товарищи, которые вовремя подскажут и поправят. А если одергивать- ничего хорошего из этого не выйдет.
Мы хотим из них воспитать из них новую генерацию руководителей –инициативных, творческих, которые бы имели много степеней свободы( в хорошем смысле этого слова).
У нас в единственном из вузов есть факультет культурно-воспитательной работы. Он был преобразован из ФОПа - факультета общественных профессий, был такой раньше. Там есть декан, там есть небольшой аппарат со своей программой от участия в стройотрядах до фестивалей, конкурсов и так далее.
––У вас нет ощущения, что времена повторяются и такое мы уже видели лет двадцать назад, когда люди разваливали Советский Союз и были всем страшно недовольны? С чем это связано?
Ответить на этот вопрос легко. Дело в том, что пределов совершенствованию нет. Еще старик Маркс вывел закон, что потребности людей непрерывно растут. Человек, который получил какие-то блага, ни за что от них не откажется, а только захочет к ним прибавить новые. Это закон, который действует. Так что можно сказать, что ситуация повторилась- на другом этапе, но повторилась. И через сто лет будет тоже самое, уверяю вас.
Я был в Японии по программе «Ельцин- Хасимото», видел, как там живут люди. Эта страна, которая уже в ХХ1 веке. Нам достичь такого уровня развития удастся нескоро. Но и там я видел людей, которые были недовольны. Однако у них другой уровень недовольства - их волнуют проблемы экологии, проблемы урбанизации, о которых у нас на селе даже не слыхали.
Или вот еще пример – Швейцария не входит в Евросоюз только потому, что жители не хотят, чтобы через их территорию проезжали чужие автомобили. Население не хочет загрязнения воздуха и точка. Они на этом теряют деньги, но зато приобретают что-то другое. Просто эти люди живут в другом измерении.
Что же касается оппозиции, то она будет всегда, при любом политическом строе. Вспомните декабристов, народовольцев, можно привести много примеров.
Особенность нашего диссиденства в том, что она обостряется в год выборов. Между выборами это диссидентство протекает как вялотекущая болезнь. Почему мы желтую прессу видим только за полгода до выборов? Потому что эти люди не хотят бороться постоянно.
Важно чтобы общество наше было устойчивым, важно чтобы при этом борьба была конструктивной.
Люди, естественно, бывают недовольны людей тем, что течет крыша, что не хватает денег, что человек живет в общежитии много лет. Это же издержки развития нашего общества, но человек не хочет этого понимать, потому что жить ему надо сейчас. Важно чтобы это недовольство под влиянием оппозиции не привело к недовольству глобальному, всем на свете.
Поэтому властям надо искать проблемы, которые волнуют большинство людей, которые будоражат общество и изыскивать такие приемы, чтобы снимать это волнение. У нас, слава богу, не отключают тепло и вода есть. Значит, люди недовольны чем-то другим. Надо это недовольство снимать. А люди имеют право быть недовольными.