Найти тему

Архитектор Леонид Дубинский: "Дух Уфы сохранен"

- Есть стойкое ощущение, что в нашей архитектуре сегодня нет никакой борьбы, никаких сшибок. Что вы об этом думаете?

- Основная архитектурная борьба шла, как это ни странно, в конце застойных лет. Это была борьба на прорыв, за каждый индивидуальный объектик, чтобы получить хоть как-то глоток творчества. Помню, как начинали застраивать Сипайлово. До сих пор перед глазами такая картина - второе января 1983 года, мы, стоим на холме, откуда открывается вид на будущее Сипайлово. Вокруг - ничего, никого, только свист ветра и стоят три первых панельных дома. Столько сил уходило, чтобы хоть что-то нетиповое, красивое появилось в этом крупнопанельном огромном районе. За каждый из домов приходилось буквально биться.

А потом пришла перестройка, и нам, архитекторам, дали возможность творить.

-Сипайлово, мне кажется, редкое исключение. Архитектор, который работает в городе, чем-то напоминает большевика. Ему тоже надо - до основанья, а затем...

- Да, я помню, были статьи в газетах, в которых говорилось, что из города уходит душа, это имелось в виду, что сносятся старые здания. Уфа, вы знаете, была известна как купеческий город, но в основном, с деревянной застройкой.

К сожалению, век этих зданий не долговечен, и потому их, какие бы они красивые не были, за ветхостью приходилось убирать.

Мне кажется, что есть необходимость пересмотреть концепцию сохранения памятников. Изучить богатый опыт в этой области других стран и регионов. В Японии, например, интересная традиция: когда строят деревянный дом, то рядом с ним сажают деревья. Когда они вырастают, Дом живет, и со временем стареет, приходит в упадок. Его сносят и строят точно такой же заново из тех деревьев, что росли рядом. И сажают новые деревья. Таким образом сохраняются преемственность, память и обновление. Есть и другие традиции.

А что делать, если деревянные здания гниют, разрушаются, торчат как гнилые зубы на лице города? Зачастую такие здания не дают городу развиваться. Если уж оно отжило свой век, то отжило, надо с этим смириться. Конечно, есть мировые жемчужины деревянного зодчества, такие, как Кижи в Карелии, которые надо сохранять веками, но на это существуют специальные программы и очень дорогостоящие технологии, которые не всегда по карману.

Что касается кирпичных домов, то, если это памятник архитектуры, культуры или истории, его надо пытаться сохранить, по возможности включая в развивающуюся городскую застройку. Хотя все должно быть в разумных пределах..

Но всегда надо беречь то, что есть, что находится в хорошем состоянии. Вот, например, голубой дом на углу Пушкина и Карла Маркса. Одно из самых красивых сохранившихся зданий позапрошлого столетия. И кто-то же додумался пристроить к нему на главном фасаде уродливый вход в подвал!

-Если платье надевать, оно ветшает. Если в доме жить - он разрушается. Каков же выход из такой ситуации?

- Надо, мне кажется, уметь находить компромисс между жизнью и консервацией жизни. Колизей или Парфенон - это редчайшие памятники мировой культуры, которые заслужили право стоять, сверкая для туристов развалинами и пустыми глазницами окон. Для большинства старых зданий это не применимо и очень дорого.

Если здание невозможно сохранить, его нужно сносить, чтобы оно не мешало городу развиваться. Можно повесить табличку, что здесь стоял дом. Можно восстановить его заново, если он дорог как средообразующий элемент (хотя далеко не всегда есть на это средства. Что поделаешь: деньги сегодня - важный фактор). Кстати, по документам дом-музей Ленина "на углу Тюремной и Жандармской" - новодел тридцатых годов, Ленин там не жил.

-Да, как раз мне хотелось спросить об этом участке в центре города от Кирова до Достоевского.

Вы понимаете, в восьмидесятые годы был законсервирована территория в центре города, где земля - на вес золота. Улица, которая там была выстроена,- это полный новодел. Конечно, там были крепкие, добротные дома, но вообще такие этнографические вещи делаются в специальных центрах, которые работают исключительно для туристов, как, например, в Козьмодемьянске или той же Карелии.

У нас же это было совершенно не оправдано. Решение развернуть там строительство, считаю, правильным и нужным для развития центра города. Там будет городской сквер, великолелные ели вдоль аллеи сохраняются. Построятся красивые дома, в которых будут нормальные квартиры для нормальных людей (а не для элиты,как считают многие). Там будет пешеходная зона, офисы, небольшие магазинчики.

Это, по-моему, больше отражает дух города, чем абсолютно пустынная улица, по которой никто не ходил. Приведу цитату из пояснительной записки к этому проекту: "При проектировании комплекса основной задачей для нас являлся поиск оптимального градостроительного и объемно-планировочного решения, позволяющего создать полноценную среду для комфортабельного проживания, имеющую запоминающийся архитектурный облик и органично вписывающуюся в существующую систему городской застройки исторической части города Уфы".

- Так Вы считаете, что дух города в Уфе сохранен?

-Да, сохранен. И продолжает жить и развиваться. И этому много способствовало то, что в Уфе, несмотря на огромные объемы бурно развивающегося строительства, существует достаточно четкий порядок в проектном деле. Приезжие архитекторы из разных городов России удивляются, что у нас действуют градостроительные регламенты, существует и четко работает Градостроительный Совет при главном архитекторе города. В Оренбурге, например, или в Челябинске их в таком виде давно уже нет и города страдают от беспредельной хаотичности застройки. Кроме того, в Уфе сложилась уникальная ситуация: у архитекторов всегда много работы. Этим мы отличаемся от многих других городов. Архитекторы живут в гармонии друг с другом, соблюдают свой этический кодекс. Если сравнивать с другими творческими Союзами, то Союз архитекторов самый сплоченный, у нас нет подводных течений, клановости, мы живем достаточно дружно.

- А какова архитектура Уфы по сравнению с другими городами?

- В таких губернских городах, как Самара или Нижний Новгород есть очень интересные архитектурные здания. Великолпные образцы русского модерна, классики.

Очень интересные объекты современной архитектуры. Но в целом мне кажется архитектура Уфы развивается более гармонично. Там больше контраст между старым и новым, у нас же есть цельность во всем. Это во многом заслуга службы главного архитектора, которая последовательно работает над развитием генплана города.

-Как бы вы определили стиль нашего города?

- Стиль сейчас определить трудно, каждое здание строится и живет, сообразуясь с городом, его тонкой невидимой тканью, которая наверное и называется душой. Так что можно сказать, что душа города не ушла, душа города обновляется.