Если вы любитель фэнтези, то наверняка по несколько раз уже пересмотрели и "Властелина колец", и "Гарри Поттера", и другие, не менее известные картины. Поэтому мы составили подборку малоизвестных, но достойных просмотра фэнтези, большую часть которых вы наверняка еще не видели.
10. Ловчий смерти 2: Битва титанов / Deathstalker II (1987)
Вышедший в 1983 году первый «Ловчий смерти» был поставлен на деньги Роджера Кормана и робко пытался совместить низкобюджетное фэнтези и эротику. Бюджет сиквела был еще меньше, но начинавший трэш-карьеру режиссер Джим Уайнорски нашел правильный подход к фильму. Он сделал «Ловчего смерти 2» легкомысленной комедией, по мере сил издевающейся над серьезными приключенческими лентами. Конечно, про «обнаженку» Уайнорски тоже не забыл. Теперь «Ловчий смерти 2» входит в элитный клуб сиквелов, оказавшихся существенно лучше оригиналов, и считается одной из наиболее успешных попыток сделать фэнтези буквально из ничего - без бюджета, запоминающихся актеров и гонконгских постановщиков боев. Впоследствии было снято еще два сиквела, к сожалению, очень слабых.
9. Крулл / Krull (1983)
«Звездные войны» породили немало подражаний, среди которых был и британский «Крулл», поставленный на американские деньги, а потому относящийся к голливудскому кинематографу. Соединить фэнтези и научную фантастику Питеру Йейтсу («Буллитт») удалось не столь успешно, как Джорджу Лукасу. Сюжетная логика картины частенько хромает, а главный герой выглядит недостаточно харизматичным. Но зато второстепенные персонажи ленты гораздо интереснее, чем они обычно бывают в подобных фильмах (да здравствует английская актерская школа!), а некоторые дизайнерские идеи «Крулла» заслуживают аплодисментов.
8. Повелитель зверей / The Beastmaster (1982)
«Повелитель зверей» вышел чуть позже «Конана-варвара» и потерялся в тени талантливого конкурента. Но время расставило все по своим местам. Сейчас очевидно, что фильм не заслужил этой печальной участи. Его главный герой был сложнее и человечнее Конана, а оператор картины Джон Олкотт (лауреат «Оскара» за «Барри Линдона») многому научился, снимая некоторые из лучших картин Стэнли Кубрика. Олкотту и режиссеру «Фантазма» Дону Коскарелли удалось с умом потратить скромный бюджет ленты и создать полноценный фэнтези-эпик с достойными спецэффектами и впечатляющими боевыми сценами.
7. Победитель дракона / Dragonslayer (1981)
Хотя «Истребитель драконов» создавался под контролем студии Walt Disney, это мрачная картина, реконструирующая вполне реаистичное Средневековье. Конечно, с поправкой на существование магии и драконов. Философия ленты не исчерпывается банальным противостоянием «добра и зла», а очевидные отсылки к сюжету «Звездных войн» не кажутся эксплуатацией популярной картины. Просто режиссер «Истребителя драконов» черпал вдохновение в тех же традиционных мифологических идеях, что и Лукас. Отдельно отметим обаятельнейшего Макникола (это его экранный дебют) и дракона кудесников из Industrial Light & Magic, считающегося одним из лучших монстров эпохи, не знавшей нынешней компьютерной графики.
6. Экскалибур / Excalibur (1981)
В истории кино было множество попыток перенести на экран легенду о короле Артуре. Мы знаем и детские ленты, и пародийные версии, и попытки постмодернистского переосмысления. Лучшим киновариантом «артурианы» счтается англо-американская постановка британца Джона Бурмана, который сумел передать на экране мрачный пафос мифов об Артуре и подлинную атмосферу европейского Средневековья. Разумеется, с поправками на неизбежные анахронизмы в преданиях, которые пересказывались и менялись в течение многих веков, пока не были зафиксированы в классическом романе Томаса Мэлори «Смерть Артура». В фильме играли замечательные английские актеры, а для Лайама Нисона роль Гавейна стала пропуском в мир большого кино. «Экскалибур» номинировался на «Оскар» за лучшую операторскую работу, а также получил приз Канн за вклад в искусство.
5. Полёт драконов / The Flight of Dragons (1982)
Этот совместный американо-японский мультфильм практически не шел в прокате. Он известен только зрителям видео, хотя это не помешало ему с годами заработать репутацию одного из самых умных, изобретательных и отчасти философских образцов детского фэнтези. Где еще можно услышать правдоподобные теории, объясняющие, как драконы летают и почему они любят золото? Картина достаточно занимательная, чтобы не наскучить детям, и достаточно жесткая, чтобы малыши не считали войну во имя добра легкой прогулкой. Тот, кто видел «Полет драконов» в детстве, запомнил его на всю оставшуюся жизнь.
4. Легенда / Legend (1985)
В наши дни «Легенду» в основном помнят как фильм, в котором Том Круз сыграл одну из своих первых звездных ролей. Но в действительности образ Тима Карри в «Легенде» был куда ярче. Как и многие положительные герои, Джек получился скучноватым. Зато перфекционисту Ридли Скотту, отказавшемуся от натурных съемок и выстроившему в павильоне грандиозные декорации, удалось создать картину, каждый кадр которой так и просится на живописное полотно. Со стилистической точки зрения лента идеальна: прочная мифологическая основа, блестящие докомпьютерные спецэффекты, восхитительная операторская работа Алекса Томпсона, также трудившегося над «Экскалибуром» и «Лабиринтом», чарующая музыка группы Tangerine Dream (в американской версии ленты) и Джерри Голдсмита (в европейском и режиссерском вариантах).
3. Сердце дракона / DragonHeart (1996)
Дебютный блокбастер будущего создателя «Форсажа» Роба Коэна не слишком уверенно (хотя и не провально) выступил в американском прокате, но зато создал на экране одну из самых необычных дружеских пар в истории «бадди муви». Драконоубийца с лицом Денниса Куэйда и дракон с голосом Шона Коннери - что может быть нетипичнее и харизматичнее? По ходу съемок режиссер отказался от первоначальной идеи сделать картину серьезной фэнтези драмой и перевел «Сердце дракона» в более позитивную и легковесную категорию! Фильм от этого не проиграл. Напротив, юмор позволил ленте стать не только интересной, но и по-настоящему увлекательной.
2. Леди-ястреб / Ladyhawke (1985)
В отличие от большинства голливудских фэнтези 1980-х, «Леди-ястреб» не пытался повторить успех «Конана», выводя на экран мускулистых воинов и полуобнаженных фигуристых принцесс. Вместо мифологической эпохи перед зрителями предстает позднее Средневековье, а вместо откровенной «обнаженки» - нежный романтизм, атмосферу которого Ричард Доннер выстраивал совместно с поэтичным классиком итальянского и американского кино, многократным лауреатом «Оскара» Витторио Сторраро. Для Рутгера Хауэра и Мэттью Бродерика эта картина стала одним из значительнейших карьерных подъемов.
1. Виллоу / Willow (1988)
Устав смотреть, как другие пытаются воссоздать «Звездные войны» на почве фэнтези, Джордж Лукас сам взялся за творчество в этом жанре. Он придумал сюжет и выступил продюсером «Уиллоу», благодаря чему у ленты появился солидный бюджет на спецэффекты - в том числе и компьютерные. Например, впервые в истории кино в фильме использовалось «морфирование» - компьютерное изменение облика персонажа. Впрочем, картина интересна не только этим. В ней еще есть замечательные ведущие актеры, множество не всегда очевидных пародийных цитат и юмористическо-приключенческая атмосфера, созданная Роном Ховардом во времена, когда он еще был комедиографом, а не постановщиком серьезных лент вроде «Аполлона 13» и «Игр разума».