Найти тему

Бег без барьеров

Оглавление

Перевозчики-«бомбилы» продолжают играть жизнями пассажиров

Кто может поручиться, что все перевозчики работают соблюдая закон?
Кто может поручиться, что все перевозчики работают соблюдая закон?

Непростая прежде ситуация с перевозками пассажиров, казалось, понемногу входит в цивилизованное русло. Однако из-за лазеек в законах и нерасторопности чиновников вопросов здесь пока хватает. Девять лет назад все пассажироперевозки в стране осуществлялись только при наличии лицензии. Неважно, какие именно рейсы совершал перевозчик — регулярные или разовые. Лицензия выдавалась ему не за «красивые глазки»: чтобы ее получить, нужно было обзавестись ремонтной базой, оборудованными стоянками для автобусов, организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей, контроль технического состояния транспорта, режима труда и отдыха водителей… За этим зорко следил Ространснадзор.

Фигаро тут, Фигаро там

Однако в 2009 году лицензирование заказных перевозок было отменено. Почему? Как тогда сообщалось, «в целях снижения административных барьеров для индивидуального бизнеса». Работать на заказ стало проще и выгоднее. А потому многие предприниматели быстро приспособились к новым условиям. Это не значит, что, став заказными, они выпали из правового поля: как и прежде, они обязаны предоставлять контролирующим органам сведения о маршруте и месте подачи транспортного средства, обеспечивать проведение
техосмотров и медосмотров, создавать соответствующие условия для работы и отдыха... Вопрос только, как осуществлять надзор за соблюдением этих требований?

— Для нас заказные перевозчики словно неуловимый Джо, — говорит инспектор межрегионального государственного управления автодорожного надзора по РБ Фатих Мустафин. — Повезет — я его встречу на дороге и проверю транспортное средство. Но когда мы увидимся в следующий раз, неизвестно. Где он базируется, откуда выезжает в рейс и куда возвращается, для нас это тайна, покрытая мраком.

По мнению ряда экспертов, вызывает сомнение и качество предрейсовых медосмотров водителей заказных маршрутов. Да, по закону они обязаны его пройти и получить соответствующую отметку в путевых документах. Но кто может поручиться, что водитель хорошо отдохнул перед дальней поездкой, а не сидит за рулем вторую неделю подряд, пытаясь срубить побольше деньжат?

Такой человек на дороге опаснее коллеги, «замахнувшего» стакан-другой спиртного. К тому же здесь есть существенный нюанс — предприниматель сам решает, с кем из медработников заключать договора на проведение предрейсовых медосмотров. Как думаете, какого медика он выберет — принципиального или, скажем так, готового пойти на уступки?

— Чтобы ответить на эти и многие другие вопросы, нужно проводить тщательные проверки таких индивидуальных предпринимателей, — продолжает Мустафин. — Но по законодательству график плановых проверок мы составляем заранее и о них проверяемый знает чуть ли не за год вперед. А для проведения внеплановой проверки должно случиться нечто экстраординарное. Например, ДТП с серьезными последствиями. И еще — не забывайте о трехлетнем моратории на проведение проверок начинающих ИП. А большинство из них быстро получили статус начинающих...

Возможно, ситуация изменится в лучшую сторону, если предприниматели смогут участвовать в конкурсах на междугородние перевозки. В этом случае они станут работать прозрачно, как их коллеги на городских и пригородных маршрутах. Но на внутренние перевозки проводят конкурсы и выдают разрешения органы местного самоуправления, а на межгород — комитет по транспорту РБ. По словам самих перевозчиков, конкурсы на поездки по маршруту Туймазы — Уфа в последние годы не проводились.

Безопасность не гарантируем

Еще один тренд сегодняшнего дня, который вызывает много вопросов, — стремительно растущий интерес к интернет-сервисам, готовым задешево доставить вас в любую точку страны. Надзорные и контролирующие органы в один голос твердят, что здесь идет речь о грубейшем нарушении законов: у таких перевозчиков нет ни путевых листов, ни документов о прохождении медосмотра. А это может привести к непредсказуемым последствиям.

Уже приводит. В начале апреля стало известно о трагедии на одном из железнодорожных переездов Уфы. Поезд протаранил иномарку, в которой находились два человека. И водитель, и пассажир — житель Екатеринбурга — скончались на месте. Позже выяснилось, что екатеринбуржец решил добраться до дома на автомобиле, забронированном через сервис «Бла Бла Кар».

Сам сервис позиционирует себя как онлайн-платформа, позволяющая водителям экономить на бензине, а пассажирам — найти наиболее выгодные варианты поездки. Его организаторы также заявляют, что услугами сервиса уже пользуются несколько десятков миллионов человек.

Справедливости ради нужно сказать, что от своих пользователей они требуют предоставить обширную личную информацию. Однако откровенно заявляют, что не могут гарантировать достоверность и надежность этих данных. Да, в случае чего администрация сервиса обещает приостановить действие аккаунта недобросовестного пользователя, а то и вовсе его заблокировать. Но, согласитесь, это слабое утешение для того же екатеринбуржца, который так и не доехал до дома.

— Под новый год мне срочно потребовалось добраться до Питера, — рассказывает туймазинка Аниса Мустафина. — Через «Бла Бла Кар» нашла перевозчика, который за сравнительно небольшую сумму всего за сутки доставил меня до места назначения. Почему так быстро? Водитель уступил место за рулем одному из пассажиров (!). Сам всю ночь спал, а тот шпарил по трассе. Правда, моя следующая поездка в город на Неве, которая состоялась через месяц, была просто ужасной: ехать пришлось трое суток — водитель то ли приболел, то ли отравился, и мы надолго останавливались в каждом населенном пункте. Я устала и очень сильно замерзла.

Впрочем от неприятностей не застрахован и водитель.

— В прошлом году взял в попутчики пару ребят до Ульяновска, — рассказывает Владимир Гамиров. — Там нас всех и повязали. Оказывается, внешне приличные молодые люди занимались доставкой наркотиков и везли с собой приличную партию «дури». Спасло меня только то, что о поездке с ними я договаривался через социальные сети. Распечатка наших переговоров и стала моим алиби. Хотя нервы мне помотали изрядно.

Так что несмотря на подробные анкеты и долгие предварительные переговоры, стороны до последнего побаиваются друг друга. Но едут вместе. Потому что для многих это единственная возможность сделать дальнюю поездку более бюджетной. Желание сэкономить и берет вверх над всеми разумными доводами. А о последствиях мы задумываемся, когда случается очередное резонансное ЧП.

Опубликовано: 18.04.18 (21:20)