Светлана Немоляева начала сниматься в кино рано с 8 лет. Потом была еще одна роль в музыкальном фильме по опере Чайковского Евгений Онегин, в котором она снялась, будучи еще студенткой училища Щепкина. После чего муза кино ей не баловала. Может быть, это было связано с ее комплекцией, из-за которой ее и взяли на роль Онегенской Ольги. Режиссер фильма, когда ее увидел, воскликнул: «Как она попала в характеристику Онегина, который говорит Ленскому об Ольге: «Кругла, красна лицом она, как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». А может кино ее не жаловало из-за того, что она была погружена очень в театр, в лицедейство. Ведь когда она пробовалась в фильм Рязанова «Служебный роман» и пыталась именно сыграть Оленьку Рыжову, Рязанов ей сказал: «Не играй, будь собой». Это стало тем камертоном, который помог ей сделать образ простой замученной бытом женщины, влюбившейся в старую студенческую любовь. И если до этого фильма Немоляева была уже состоявшаяся именитая театральная актриса, то после «Служебного романа» весь Советский Союз проникся этой простой стеснительной женщиной в жутких розочках. После были еще не меняя яркие ее роли в фильмах Рязанова.
Немоляева была рождена для театра и кино. Ее отец был кинорежиссером, а мать звукорежиссером и оба работали, как они тогда называли на фабрике «Мосфильм». Мать Светланы из древнего дворянского украинского рода. Отец из мещан, который волей случая оказался в кинематографе. И привел его туда не кто-нибудь, а Мейерхольд. Так что можно считать Мейерхольда крестным отцом творческой династии Немоляевых.
Дело было в начале 1920, когда отец Светланы после окончания техникума стал работать бухгалтером в ГУМе. Как-то туда за покупками пришла одна знаменитая пара. Начальство выделила молодого и расторопного бухгалтера ей в помощь. В благодарность, за что молодого человека наградили контрамарками в театр, на которых покупатель поставил свою подпись – Всеволод Мейерхольд. Юноша до этого ни когда не был в театре. Он с любопытством пошел и так увлекся, что посмотрел репертуары всех московских театров. После чего поступил на актерско-режиссерские курсы ВГИКа, став одним из первых выпускников этого ВУЗа.
Родители все время проводили на работе, поэтому воспитанием девочки занималась бабушка. Даже в эвакуации, когда семья уехала со всем Мосфильмом в Алма-Ату. Как и у любого ребенка военного времени у Светланы воспоминания о детстве это голод, нищета и постоянные лишения. Единственным светом было то, что в их коммуналку на Плющихе приходили все знаменитости советского театра и кино. Желание лицедействовать у Немоляевой было с детства. Мама и отец устраивали ее сниматься в разных фильмах. Если не в ролях, то хотя бы в массовке. Отсюда и зародилось ее жажда блистать на сцене. А когда не было сцены, то ее можно было легко самой придумать.
Светлана Немоляева, часто рассказывает как, однажды услышав от бабушки, что чистящее средство каустика опасно для жизни, она разыграла в школе целый спектакль. Дождавшись начала урока, она легла в коридоре перед дверью класса. Через 45 минут все повалили из кабинета и наткнулись на притворяющуюся мертвой Немоляеву. Учителя переполошились, стали узнавать что случилось. Тогда Светлана умирающим голосом сказала: «Я каустику пила». Ей стали промывать желудок, госпитализировать и другие совершать хлопоты.
В училище она поступила сразу после школы, с первого раза и в 1958 г. закончила его с отличием. Тогда же вышел на экраны фильм «Евгений Онегин». К сожалению, его чрез какое-то время убрали на полку. Ведь главную партию исполняла Галина Вишневская, которая вместе с мужем Ростроповичем начали защищать и поддерживать Солженицына.
С 1959 г. и по сей день, ее судьба связаны с театром им. Маяковского. Тут она встретила своего мужа. Они оба не планировали поступать в этот театр. Они оба пришли за компанию с товарищами, которые хотели поступить. Но взяли не товарищей, а их, - Немоляеву и Лазарева. Они прожили вместе, в театре 50 лет. Секрет их семейного долголетия в умении слушать другого и понимать его. В артистическом роду Немоляевой-Лазарева дети и внуки, которые играют в разных театрах.
С театром Маяковского связаны лучшие актерские роли Светланы Немоляевой. В театре же она и познакомилась с Эльдаром Рязановым, который принес для постановки свою пьесу, в которой сыграла Немоляева. Рязанову так понравилось ее исполнение, что он дал ей прозвище - «Чаплин в юбке» и пообещал снимать во всех своих фильмах. Долгое время она думала, гордилась таким сравнением, пока не узнала, что также Рязанов называет Ахиджакову и Волкову.
Светлана Немоляева многоплановая актриса. В театре и в кино она создавала разные характеры, играла людей разных судеб. Человек счастливой судьбы, которую она делала сама и которой по праву гордится. По сей день, ее работа востребована. С ее участием идут спектакли и выходят сериалы. С днем рождения.
калинчев.рф
Светлана Немоляева на вечере посвященном поэту Ю. Энтину, поет песню черепахи Тортиллы