Найти тему

Что такое адописные иконы?

Конечно, можно предположить, что гигантский кодекс — не более чем насмешка над христианством и религией в целом. Такое предположение можно вполне обоснованно, ведь среди священных текстов христианского мира спрятано изображения самого страшного и могучего, пугающего монстра — дьявола.

Такая теория возможна, ведь подобные искажение святы ликов уже встречалось в истории. Например, известные адописные иконы тоже можно рассматривать как некоторую насмешку над религией. В средневековые времена были распространены такие ужасающие реликвии, согласно некоторым источникам. Их особенность заключалась в том, что под одним рисунком прятался другой. На первом, скрытом, изображались бесы, черти и Дьявол. После того как краска высыхала, сверху рисовались привычные мотивы — Иисус Христос, святые, апостолы. Иногда под изображениями святых дорисовывались рога, хвосты и копыта, но это скрывалось под слоем масла.

Первый раз термин «адописные иконы» упоминается в шестнадцатом веке в Житие Василия Блаженного. В истории говорится о том, что мужчина приблизился к стенам города, на которых виднелась икона с ликом Богоматери. Люди были уверенны, что она чудотворная, толпа молилась ей и просила даровать здоровья, силы. Однако Василий Блаженный остановил богомольцев и вместо того, чтобы подойти к чудесному образу в мольбах, начал бросать в изображение камнями. Толпа была в ужасе, но Василий обратился к толпе с речью. Он уверял, что под слоем краски нарисован черт. Сняв верхний слой иконы, он подтвердил свои опасения.

Есть еще одна теория, описывающая предназначение таких икон. Считалось, что если верующий молится святому, который изображён на такой иконе, то в этот же момент он молится и Сатане. Ведь оба изображения были неразрывно связаны друг с другом.

-2

Следующая версия гласит

что в Средневековье такими адописными иконами могли пользоваться чёрные колдуны, если их целью было наказать человека глубоко верующего и регулярно молящегося. Подкинув ему этот атрибут, можно было заставить человека молиться тому, кого он считал своим врагом — Дьяволу. По весьма распространенному поверью, созданы такие атрибуты могли быть людьми, которые воспротивились церковной реформе и не пожелали придерживаться свода правил, принятых в XVII веке. В таком случае устрашающие иконы могли быть созданы для того, чтобы напугать людей, которые приняли реформу.

-3

Распространенно мнение, что созданы были адописные изображения теми, кто свято боялся нарушить правило «не сотвори себе кумира» и желал устранить веру в волшебство икон. Например были люди, которые противились поклонению святым образам, и они были уверены, что это то же самое, что поклоняться языческим идолам.

В XX веке появилось мнение, что черных магических икон на самом деле никогда не было. На самом деле, в наше время скорее это легендарные артефакты, так как реально сохранившиеся примеров у нас нет. Русский славист Никита Толстой уверяет, что в действительности это были лишь страшилки для суеверных граждан.

-4

Есть и другие, менее мистифицированные теории относительно того, что было изображено на первом слое. На первом слове могли находиться просто плохо и неумело изображенные лики святых. Из-за низкого качества используемых материалов и недостаточной опытности мастеров лики изображенных святых действительно могли казаться устрашающими. Поэтому этот слой перекрывали новым и изображение переделывалось с нуля. Однако любителей сверхъестественного такая теория конечно же не устраивает. На сегодняшний день нельзя с твердой уверенностью сказать, существовали ли адописные иконы и зачем тексты завета были изменены в Гигантском кодексе. Возможно, первые являлись плодом труда не особо опытных художников, второй — глупой насмешкой, и на самом деле никакой ценности эти артефакты не представляют. Однако мы можем ошибаться