До сих пор историки не могут дать нам определенный ответ на вопрос «а кем же был Лжедмитрий под номером один?». Большая часть заявляет, что этот молодой человек являлся беглым монахом по фамилии Отрепьев, иные же стоят на позиции, по которой самозванец был по национальности валахом или итальянцем. Наконец, есть и такие исследователи, что верили и верят в законность притязаний Лжедмитрия на престол Российского государства. Правда, они в меньшинстве. Но нас сегодня интересует иной вопрос. Лично мне первый самозванец по направлениям своей деятельности слегка напоминает Петра Великого. Новый правитель обладал стремлением к изменению, к усовершенствованию жизни в Русском царстве. Лжедмитрий готовился к войне с Османской империей, планируя отбить у нее важную крепость Азов, стремился к союзу и дружбе с европейскими державами, вел достаточно продуманную внутреннюю политику. Ходили легенды и о его милосердии, о стремлении быть «ближе к народу». К тому же, сам завоеватель России, судя по воспоминаниям о нем современников, искренне верил в свое царское происхождение, в «счастливую звезду».
Так почему же самозванец продержался на престоле Русского государства менее одного года, а затем лишился жизни? А дело было в нескольких важных факторах, связанных как с самим захватом власти, так и с менталитетом русского народа. Во-первых, Лжедмитрий, кем бы он ни был на самом деле, пришел к власти с помощью деятельной поддержки польских авантюристов, которые после победы узурпатора «понаехали» в Москву, притесняя там местное население. За этим следовало и неисполнение самозванцем важных православных обрядов, его «западная» манера поведения, которая выводила из себя духовенство и простолюдинов.
Но главная причина бесславного падения Лжедмитрия была, конечно, иной. Дело в том, что предыдущего царя, Бориса Годунова, многие знатные русские бояре терпеть не могли. Элита жаждала свержения данного правителя, а некоторые высокопоставленные царедворцы, среди которых выделялся князь Василий Иванович Шуйский, уже метили на место нового государя. И, соответственно, самозванец им нужен был лишь как орудие, таран, с помощью которого планировали выбить Годунова. А после того, как смена владыки стала реальностью, бояре решили избавиться и от нового, беспокойного царя-самозванца. Этот вывод приобрел еще большую популярность, после того как Лжедмитрий начал приближать к себе незнатных своих сторонников и иностранцев.
Таким образом и вышло сочетание двух основных факторов — народ опасался польского нашествия и чудного поведения нового царя, а бояре уже давно решили сместить свою марионетку, выжидая лишь удобного момента. Итог мы знаем — в результате заговора Лжедмитрий был убит, а его имя на долгие века стало синонимом обмана и некой «дьявольщины»... С вами был Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.