Найти тему

Маркетинг от А до Я

Дочитала Котлера. Не могу сказать, что это прямо-таки мастрид для писателей. Автор ориентируется на компании и гигантские корпорации, рассматривая взаимодействие отделов, наем работников и рентабельность рекламы за 700к долларов. То есть примерно половина текста - мимо.

Еще треть - про то, что нужно быть за все хорошее и против всего плохого. Качественно, дешево, ненавязчиво, честно, поддерживая клиента 24/7 и вообще - если ты не душечка, вон из бизнеса! Это все, конечно, здорово, но встает логичный вопрос: как? То есть если бы можно было и самые передовые технологии использовать, и материалы самые качественные заказывать, и делать все быстро и с улыбкой на лице - а потом продавать по пять центов, то, ексель-моксель, все бы так делали.

Надо принять во внимание, что для достижения всего выше перечисленного, то есть для того, чтобы стать хорошим маркетологом, нужно быть очень умным и очень находчивым. Собственно, одна из основных мыслей книги - нужно учиться ломать шаблоны, собственные в первую очередь. Главная проблема не в том, чтобы придумать что-то новое, а в том, чтобы отказаться от чего-то старого, что сейчас кажется само собой разумеющимся, обязательным и непреложным. Да-да, все тот же голубой океан.

Другая дельная мысль - в оценке своей деятельности нужно исходить не из товара, который производишь, а из потребности клиента, которую удовлетворяешь. Ты не книги пишешь, а развлекаешь/учишь/бесишь (нужное подчеркнуть) читателя. Вот от этого уже и нужно плясать. Ты можешь добавить в свою книгу какую-то свистелку, но какова ее ценность для читателя? Он теперь готов заплатить больше? Это удержит его от того, чтобы уйти к конкуренту? А конкуренты у нас кто? Нет, не только другие писатели, но еще музыканты, киношники и котики в социальных сетях. Вот и думай.

Следующий подходящий для писателей пункт - нишевость. В идеале бизнес должен, как соты, состоять из кучи маленьких ячеек, в каждой из которых может поместиться только один производитель. Нишу определяет набор характеристик, скопировать который другому производителю будет сложно и невыгодно. Если перевести на писательский язык, то нужно найти такую тему/кинк/фичу, которая выделит тебя из толпы, но при этом будет достаточно специфической, чтобы тут же не набежали подражатели. Или набежали, но позже. Или сразу, но явно проигрывали на твоем фоне. Можно рассматривать нишу как отдельную книгу, серию, цикл или псевдоним. Недостаток у такого подхода - небольшая ЦА. Поэтому, друзья мои, ниш должно быть много.

Вообще Котлер явно противник массового рынка и очень не любит тупую рекламу. То есть последняя вообще нужна только для того, чтобы проинформировать клиента о товаре, но продаж она не делает. Намного эффективнее вложить деньги в маркетинговое исследование, создание уникального и нужного товара и пиар. Да, пиар - это не то же самое, что реклама, это не "Купи новую книгу Васи Пупкина и станешь самым счастливым!", а "Вася Пупкин - хороший человек, я люблю Васю Пупкина, газета "Вестник графомана" благодарна Васе Пупкину за спонсорство, а вот Вася Пупкин в свободное от написания книг время спасает сирот из горящего здания... да-да, он вообще-то книги пишет".

Ну и, наконец, не стоит забывать о старых клиентах. Как правило, очень много ресурсов уходит на то, чтобы рассказать о себе и привлечь внимание новых читателей, а вот старые воспринимаются как данность. Регулярно проводятся акции типа "книга за репост" (а зачем еще одна книга тому, кто уже купил и прочитал?) и очень мало таких, которые бы выделяли старую гвардию. А между тем, согласно статистике, чем дольше с вами сотрудничают, тем больше готовы заплатить. То есть прибыльность клиентов возрастает! Старый клиент выгоднее нового. А значит, бережем честь смолоду, не гонимся за быстрой прибылью в ущерб репутации и не роем себе будущему яму.

А если коротко, то умный, находчивый, харизматичный, работящий и искренне любящий других людей человек наверняка добьется успеха на ниве маркетинга. Но писать книги ему будет уже некогда.

Пренебречь, вальсируем!

На очереди Янч и его "Маркетинг без диплома".