Свой среди чужих.
***
Январь 2015-го. «Бавария» проводит тренировочный сбор в Дохе. Пеп Гвардиола со свистком в зубах носится по полю, подолгу объясняя игрокам, чего он от них хочет. Все это время за процессом наблюдают двое мужчин, которые стоят чуть поодаль, на возвышенности. Один – в черном свитере и солнцезащитных очках – держит в руках блокнот и постоянно переговаривается с товарищем. Пара быстро привлекает к себе внимание – и вот к ним уже несется толпа фанатов в красном.
– Нико, пожалуйста, распишись у меня на футболке!
– Роберт, и ты тоже, вот здесь.
К тому моменту прошло 12 лет с тех пор, как братья Ковач перестали быть игроками «Баварии», но фанаты их не забыли. В этом году Нико и Роберт возвращаются в Мюнхен, но уже как тренеры главной команды.
***
Кандидатуру Ковача-старшего продвигал Хасан Салихамиджич. В разговоре с президентом клуба Браццо напирал на «баварскую ДНК» хорватского специалиста, хорошее знание особенностей команды и лояльность к высшему менеджменту. Одобрение от Ули Хенесса было получено почти сразу.
Это не тот случай, когда «Бавария» получила тренера, которого очень хотела. Ковач – в Мюнхене, потому что срезались два более выгодных кейса: продление контракта с Хайнкесом и трансфер Томаса Тухеля.
***
В 2008 году «Бавария» выбирала тренера примерно по тем же принципам, что и сейчас. Успешный специалист с хорошей прессой, ранее выступавший за клуб и говорящий по-немецки. Экс-тренер сборной Германии Юрген Клинсманн подходил под описание по всем пунктам.
Он еще даже толком не начал работать в «Баварии», а уже распорядился установить четыре статуи Будды из белого камня на территории тренировочного центра и добавить к ним пару растяжек с изречениями древнего мудреца. Как объяснял Клинсманн – для правильного настроя и получения энергии жизни. Будда не спас клуб от самого провального сезона в XXI веке – Клинсманна быстро уволили.
Представить себе такие вольности тренера в Мюнхене сейчас невозможно. Хенесс и Румменигге, конечно, не дадут Ковачу полную власть над командой, будут корректировать его поведение на публике, и все стратегические изменения в плане философии игры или кадрового наполнения нужно будет согласовывать с ними. Нико же стал успешен, именно потому что действовал так, как считал нужным, и такой контроль ему вряд ли пойдет на пользу.
***
Нынешний ассистент Ковача в «Айнтрахте» Армин Ройтерсхан сравнивает босса с вулканом, который каждую минуту извергает новые идеи. «Давайте признаемся сами себе: мы команда, которая уступает в мастерстве конкурентам, – так начиналась программная речь Ковача перед стартом текущего сезона. – Это не значит, что мы слабее. Наша задача – развиваться в другом направлении. Тактика и мастерство не единственные средства достижения цели. Будем делать упор на физическую готовность».
После этих слов во «Франкфурте» стартовал 7-недельный тренировочный ад в лучших традициях Феликса Магата. Футболисты изнывали от боли, страдали и были опустошены, но через месяц пришли первые результаты. Средняя продолжительность одной тренировочной сессии при Коваче увеличилась на час (до 150 минут). Этот факт положительно сказался на выносливости в матчах чемпионата. В сезон «Айнтрахт» входил командой, в которой не было технически одаренных игроков, но было 20 с лишним бойцов. Амплуа размылись: правый защитник сейчас выдает лучший сезон, играя слева, центрфорвард регулярно отрабатывает за опорника, латераль разгоняет атаки.
Пройдет ли такой фокус в «Баварии»? Можно ли (и нужно ли) заставлять Левандовского временами замещать Видаля? Кажется, это не лучшая идея.
***
Чтобы постоянно держать игроков в тонусе, Ковач регулярно рассылает им на почту видеоматериалы по будущему сопернику, а физиотерапевтам поручил после каждого тура отправлять всем, кто выходил на поле, программу восстановления и упражнения для занятия йогой.
«Будучи игроком, ты всегда думаешь только о себе, – говорит Ковач. – Но становясь тренером, ты думаешь о 22 или 25 игроках одновременно. Это непросто, особенно когда половина из них – легионеры из совершенно другой культурной среды. Иногда непонятно, что происходит у них в голове».
***
Ковач – ярый католик. В прошлом сезоне он пропустил пресс-конференцию в Страстную пятницу, так как должен был в это время быть в церкви. Семья для него – самое главное в жизни, поэтому когда защитнику Джетро Виллемсу нужно было уехать из расположения команды на похороны тети, Ковач без проблем дал ему три дня отгула.
При этом Ковач не терпит, когда обсуждают его решения. Это происходит, если между тренерским штабом и командой нет дистанции: «В раздевалке я главный. Мы просто потеряем время, если я перед каждой игрой буду выслушивать несколько мнений и стараться всем угодить».
***
«Айнтрахт» – самая интернациональная команда бундеслиги (в заявке – игроки из 18 стран). У Ковача редко на поле появляется больше двух немцев, но это его не заботит. Сейчас он выжимает максимум из того материала, что у него есть.
В «Баварии» ему придется измениться, потому что те заготовки, которые работают у него сейчас, на новом месте не пригодятся. Например, его любимая схема 3-1-4-2 (3-4-2-1) останется в прошлом – мюнхенцы играют в четыре защитника. Нужно совсем не дорожить своей работой, чтобы в первом же сезоне кардинально менять формацию и стиль игры. «Франкфурт» играет вторым номером и как правило отдает владение мячом сопернику. «Бавария» так не будет играть никогда.
Но какие-то идеи Ковач безусловно перевезет с собой. Он фанат фланговых атак, и наверняка порадуется, что Роббен и Рибери остаются в клубе еще как минимум на год. «Когда я вижу, как эта парочка в 34 года показывает класс, мое сердце учащенно бьется», – признался недавно хорват.
***
Кевин-Принс Боатенг уверен: 90% успеха «Айнтрахта» в этом сезоне – заслуга Нико Ковача. Но сам Нико считает, что без помощи брата он бы точно не справился.
Роберт Ковач держится в тени, не любит давать интервью и наслаждается ролью ассистента. Однако именно через него строится коммуникация тренерского штаба с командой. Он общается с игроками, на него они обрушивают жалобы и недовольства. Отсеяв весь мусор, Ковач-младший доносит главное до брата. Множество конфликтных ситуаций внутри коллектива удалось избежать только потому, что Роберт вовремя урегулировал разногласия. Он помогает собирать видеоматериалы по соперникам и готовит краткий отчет перед каждым туром. Нико всегда прислушивается к помощникам, и если остается со своим мнением в меньшинстве, готов его поменять.