Ежедневно мы встречаем на своем пути множество незнакомых нам людей, с которыми у нас завязывается коммуникация - вербальная или невербальная. Некоторые из этих людей вызывают нашу симпатию, некоторые - антипатию. Мы нечасто отмечаем это сознательно. И еще реже задумываемся о том, какое впечатление производим на незнакомых людей сами.
Осознание того, как нас воспринимают другие люди, начинается в ситуациях, когда коммуникация становится целенаправленным актом.
Коммуникация в межличностном общении
Нам важно, что думают о нас знакомые. Помимо этого, нам важно, что подумают о нас незнакомые люди, с которыми мы планируем общаться в дальнейшем. Ситуации, в которых это важно, разнообразны:
- собеседование,
- свидание,
- знакомство с новым коллективом на учебе или работе,
и пр.
В каждой из этих ситуаций "невозможно второй раз произвести первое впечатление". Как же при первом знакомстве вызвать симпатию, чтобы коммуникация в дальнейшем была успешной?
Габитарный имидж
Даже обладая о вас какой-либо информацией до знакомства с вами, люди ищут в вашем внешнем облике подтверждение или опровержение этой информации. Тот человек, который видит вас впервые и нацелен на общение, в течение нескольких секунд подсознательно делает вывод о том, каков шанс на то, что позитивная или негативная информация о вас окажется точной.
Если же о вас неизвестно абсолютно ничего, вывод о том, что вы собой представляете, будет сделан точно также - в течение нескольких первых секунд, исключительно на основании того, как вы выглядите.
Ваша внешность и имеющаяся о вас у других людей информация составляют то, что называют "имиджем". Габитарным имиджем, в отличие от сценического, профессионального или корпоративного, называется именно имидж в межличностной коммуникации.
Составляющие габитарного имиджа
Имидж формируется, как было сказано выше, из того, что другие люди знают о вас, и из того впечатления, которое вы производите своей внешностью.
Внешность включает в себя:
- одежду, обувь и аксессуары,
- прическу и макияж,
- телосложение и запах,
- речевые особенности,
- осанку, мимику и жесты.
Внешность с точки зрения имиджа - это сложная система из взаимозависящих элементов. К счастью, большая часть этих элементов зависит от нашего выбора, а не детерминируется природными данными.
Информация, которую имеют другие люди о вас, точно так же в большой степени зависит от вас самих. Правильно поданная информация способна вызвать к вам симпатию у человека, ни разу в жизни вас не видевшего.
Как сформировать благоприятный габитарный имидж
Работе с внешними данными посвящено множество специальных исследований. Мы же коснемся того, о чем, как правило, многие забывают: роли информации о вас в формировании вашего имиджа.
Информация, которую вы транслируете собеседникам с целью установления успешной коммуникации, носит название "самопрезентация". Есть более короткий и емкий англоязычный термин - story.
В зависимости от того, сколько времени отводится на первый акт коммуникации, выделяют три вида самопрезентации:
1. За несколько секунд вы должны быть готовы назвать свое имя и статус (идентифицировать себя с определенной социальной группой).
2. За одну минуту вы должны сообщить о себе упомянутый выше минимум сведений и добавить к нему, какие цели для вас имеет данное общение.
3. long story - "длинная история" - это ваша биография. Изложение long story должно играть на ваш имидж, подкреплять у собеседника положительное впечатление от общения с вами.
Помните об этих составляющих имиджа и работайте над собой.