Найти тему
Медицинская Россия

Что делать, если пациент видит "призраков"?

Почти каждый практикующий врач сталкивался с ситуацией, когда слишком мнительные или просто упрямые пациенты предъявляли жалобы на то, чего нет.

Приходит, например, мадам к врачу моего профиля и говорит: "У меня в горле прыщи". Будем снисходительны и не станем придираться к формулировкам, тем более, суть данного повествования не в них.

Доктор внимательно осматривает глотку пациентки и видит там... да-да, абсолютную возрастную норму. Небольшие явления хронического фарингита вне обострения, да и только. Естественно, доктор сообщает об увиденном даме. Казалось бы, хорошая новость: вы здоровы, беспокоиться не о чем, никаких прыщей, сыпи и дефектов нет, жизни ничто не угрожает. Но на лице пациентки вместо облегчения и радости врач видит недовольство и возмущение. "Ну я же видела, что там у меня прыщи!" - восклицает она.

Стоит ли говорить, что краткая лекция по нормальной анатомии и даже демонстрация картинок оной, аргументом не является. Врач обвиняется в некомпетентности, халатном отношении, глупости... в чем он только не обвиняется, и в итоге мадам уходит крайне недовольная, и хорошо, если жалобу не напишет.

Или, к примеру, является к хирургу мужчина с жалобой, что одна нога у него отекла. Левая, предположим, хотя причины, по которым он выбрал из двух абсолютно одинаковых ног именно эту, врачу неизвестны. Врач проводит все пробы на выявление отека или пастозности, чуть ли не сантиметровой лентой измеряет обе ноги, в отчаянии взывает к здравому смыслу и зрению пациента, объясняет, что и причин-то для отека нет. Однако все бессмысленно, все мимо. Пациент уходит, проклиная некомпетентного врача, бесплатную медицину и что-то там говорит про налоги.

А сколько мамочек приходит к педиатрам (а некоторые и на дом вызывают) с жалобами на неприятный запах из пупка у абсолютно здорового пятилетнего ребенка с совершенно обыкновенным пупком, на вялость и апатичность трехлетки, с веселыми криками носящейся по коридору, на судороги мимической мускулатуры у малыша, впервые в жизни попытавшегося улыбнуться родителям... И опять же, стоит ли говорить, что все аргументы врача воспринимаются не иначе как недостаточная квалификация, некомпетентность, халатное отношение к здоровью пациентов.

Это - частные случаи, однако каждый врач, читающий о них, горько улыбнется, вспомнив нечто подобное в своей практике.

Как же защититься от подобных неприятностей?

Первый, и самый простой способ - не спорить. Спокойно покивать, посочувствовать и назначить бесполезное и безопасное лечение. Полоскать глотку физ. растворм, пить витамины и растительные иммуностимуляторы... у каждой специальности есть своя группа фуфломицинов, назначаемых для успокоения подобных пациентов.

Второй вариант, для особенно упорных, это пригласить на консультацию коллегу, а лучше, двух или трех. Сколько есть, столько и пригласить. И когда несколько врачей подтвердят ваши слова, есть шанс, что в голову пациента закрадется сомнение в наличии у него реальной проблемы.

Ну и третий вариант, вариант отчаяния - рекомендовать консультацию психотерапевта. На некоторых подобная рекомендация действует отрезвляюще, но не стоит забывать, что много тех, кто оскорбится и побежит жаловаться.

Как поступать в каждом конкретном случае - нужно решать сугубо индивидуально и очень осторожно, находя баланс между сохранностью собственной нервной системы и благом пациента, оставляя первую приоритетом.

Автор: врач Маргарита Алексеева

Читайте также от автора: «Держи в себе…» — ЛОР-врач о нелепых жалобах от пациентов