С творчеством ВИА «Макулатура» меня, как ни странно, в своё время познакомил второй автор этого блога. Получилось это довольно таки спонтанно, но именно тогда что-то щёлкнуло и понеслось…
Невозможно в полной мере ощутить всю мрачную магию творчества Алёхина и Сперанского (участники группы), если вы слишком молоды и ещё не испытали всего спектра эмоций, коими играют авторы.
История коллектива началась в 2003-ем году. Далее последовала пауза, длиной в 4 года. В 2007-ом Алёхин запустил ещё один проект под другим названием «Ночные Грузчики». Сперанский на тот момент ещё находился в творческом отпуске, а его место занял Михаил Енотов. Второй альбом «Ночных Грузчиков» увидел свет в 2009-ом (в 2010-ом был написан последний и, по моему скромному мнению, лучший альбом от лица «Ночных Грузчиков» — «Критика чистого сердца». Прим. автора.)
Евгений Игоревич Алёхин — голос и разум группы. Помимо карьеры музыканта, является неплохим писателем (не читал ни одного его опуса. Прим. автора) написавшим целый ряд рассказов, повестей, статей и книг. Именно благодаря Алёхину группа стала тем, чем она является сейчас. Забавная история, которая послужила оправданием о долгом перерыве в творчестве (2003-2007) была выдумана именно им.
Константин Сперанский — второй голос и разум группы. Сперанский (в интервью «Дистопии») говорил, что сам он пишет тексты не ко всем своим песням, в этом ему помогает некто Алексей Кириллов. Однако, Алексей Кириллов — это воображаемый друг Сперанского. Вы можете подумать, что это какой-то бред и всё это попахивает сумасшествием (вкупе с творчеством группы такое ощущение действительно может сложиться), но вот такой вот у них стиль.
Говоря о творчестве «Макулатуры» в целом, многие ловят себя на мысли, мол, это уже было в Симпсонах и что это китайская копия группы «Кровосток». Но дъявол кроется в мелочах. В треках «Кровостока» отчётливо видна макровселенная какого-то конкретного общества — народа, субкультуры, банды. У «Макулатуры» всё с точностью да наоборот. В каждом треке есть лирический герой, каждый трек — отдельная история его жизни, то есть микровселенная, как правило, маленького человека, который неспособен убить кого-то, сделать кому-то больно. В этом и великолепие «Макулатуры», их лирического героя легко ассоциировать с собой, переживать вместе с ним, вспоминать подобные случаи из своей жизни.
Наконец-то пришло время поговорить о самом альбоме. «Сеанс» (да, именно так называется альбом) вышел в 2017-ом году. Появился он весьма тихо, без какого-то хайпа, без пиара в сотнях тематических пабликов. В этом тоже кроется свой шарм, поскольку эта тишина напрямую гармонирует с наполнением альбома. Каждый трек наполнен абсолютной тьмой и пустотой (в хорошем смысле, конечно). Мрачно-грубые голоса Алёхина и Сперанского рассказывают нам о потерянной любви («Как любят покойники»), мимолётном курортном романе («Запястья»), ненависти к своей жизни («Дарёный конь»). То, что кажется весёлым, на проверку, оказывается грустью. Ни намёка на счастье — вот основная тема альбома.
«Дарёный конь» — открывающий трек. Бодрый инструментал, в котором перегруженную гитару и барабаны дополняет пианино. По ходу всего трека Алёхин и Сперанский в своих куплетах рассказывают о своём прошлом, о концертном опыте, о мыслях на будущее. Под конец, Сперанский в виде очень мощного монолога даёт «советы» о том как жить слушателю. Прислушаться к ним или нет — ваш выбор.
Носи с собой нож и штопор - это простые правила
Будь готов, что примут за незнакомца даже на сцене
«В огне» — рассказывает нам об однообразности жизни лирических героев. Новая жизнь, о которой повествует Алёхин, оказывается копией старой. Те же вокзалы, те же города, те же люди. Герой Сперанского не видит смысла начинать что-то с чистого листа, ведь всё сведётся к тому, с чего начиналось.
Мой дом везде и нигде,
Обои в копоти,
их уже слизывают со стен языки пламени.
«Променад» — фит с ЛСП. Вообще, «Сеанс» является этаким правильным «Tragic City» (последний альбом ЛСП. Прим. автора). Именно поэтому этот фит смотрится иронично. ЛСП в своей пластинке просто рассказывали об усталости и грусти. «Макулатура» окунает вас в свой мир головой. В этом и вся разница. Творчество и ремесло. Сам же трек повествует о депрессии из-за расставания с девушкой.
Измельчаю таблетки шагами вечернего променада
Тебя нет. Есть только расстояние между двух стен палаты
«30 лет как мёртв» — трек о бессмысленно прожитых годах. Оба автора вспоминают жизнь, занимаются самобичеванием за свои поступки. Ненависть к самим себе — это вообще ключевая мысль всего творчества «Макулатуры», однако в этом треке каждая строчка до отказа наполнена самокритикой.
Я перестаю быть индивидом.
И жду, когда море слижет меня.
«Реприза» — трек, бит к которому написал покойный Рома Англичанин. Он является, скорее, тем что принято называть скитом. Алёхин рассказывает небольшую историю о встрече лирического героя и его бывшей девушки вместе с её новым парнем. Коротко. Грустно.
«Привет! Это я — твоя милая
Только тело моё поникло»
«Запястья». Та вещь, за которую я люблю музыку. Внезапно трек начинается с весёлого и жизнерадостного бита. Но, как и всегда, текст наполнен грустью. История Алёхина — курортный роман, который заканчивается расставанием. Мимолётный, но подаривший лирическому герою приятные воспоминания. История Сперанского — встреча со своей любовью, которая… никак не закончилась.
Твои запястья тонкие, как стрелки часов
Отсчитывающих мои последние моменты…
«Ни ночи, ни дня» — трек, повествующий о самообмане. Все три героя придумывают себе такую жизнь, которую никогда не переживали. Строят в своей голове ложные воспоминания.
Нет ни ночи, ни дня, ни конца, ни начала
Моя история — крик или просто ворчание?
«Как любят покойники» — абсолютно мрачный трек о расставании с любовью. Бит создаёт атмосферу чего-то загробного, голоса исполнителей максимально умиротворённые. Главные герои умерли. Оба они оболочки без души, которая ушла вместе с любовью.
Ломаю архивы с воспоминаниями, обжигаю своим ледяным дыханием.
Когда я кого-то трахаю, я ведь тебя насилую на расстоянии.
«Сингулярность» — размышления Сперанского и Алёхина о ненужности своих персон. Спокойные монологи прерываются эмоциональным криком души под мощный гитарный запил.
Видеть тебя так близко что искривляются пространство и время
Страх заговорить с тобой и понять что тебя уже нет
«Вместе» — история любви душевнобольного человека и его девушки, которая оборачивается проецированием этого лирического героя, непосредственно, на Алёхина.
Депрессия - конфета из кармана детской куртки.
Что-то было до тебя и называлось жизнью.
«Свобода — это гетто» — закрывающий трек, повествующий об ограниченности жизни главных героев. Под словом «ограниченность» я имею в виду обречённость героев на повторение одних и тех же действий каждый день, на общение с одними и теми же людьми, на походы в одни и те же места.
Свобода — это гетто, ваша коммуна — это чатик в «Телеграме»
Вот таким вышел «Сеанс». Этим альбомом «Макулатура» в очередной раз доказала, что до сих пор может выдавать качественную музыку. Метко, красиво и со вкусом.
Своё ревью я начал со слов о невозможности принятия музыки «Макулатуры» людьми, у которых в жизни всё хорошо. Вам грустно, а света в жизни нет? «Сеанс» запустит вам стаю дельфинов под кожу.
Закончить я хочу словами Сперанского
Когда я пишу текст или какой-нибудь рассказ, то внутри меня усиливается интенсивность переживаний. Создается ощущение, будто ты делаешь что-то материальное, осязаемое. Когда пишу, мне кажется, что я приближаюсь к идее человека, который что-то создает.