Система управления знаниями - это не ИТ-система. Это бизнес, отвечающий за основную деятельность в организации, которая уже имеет некоторую базовую степень зрелости.
Зачастую организации поручают создание системы управления знаниями ИТ-службе, которая проводит выбор ИТ-решения из представленных на рынке. В результате организация часто получает информационную систему, которая не работает.
Сотрудники не заходят в систему, накопления и наполнения базы знаний нет, в форумах могут обсуждать всё, что угодно, кроме рабочих вопросов (или вообще ничего), профессиональные сообщества есть только в структуре портала и т.п. Проще говоря, никто не хочет и не работает в СУЗ.
Почему так происходит? ИТ-система – инструмент для решения конкретных задач по управлению знаниями. И эти задачи должны быть чётко определены, так же как и процессы по решению этих задач и их участники.
Первый шаг: аудит знаний
Выясните, какие знания есть в организации. Знания, применимые к основным процессам работы предприятия – конкретный опыт и навыки сотрудников. Знаний в организации может быть множество, какие-то будут в избытке, какие-то в дефиците. Выделите только те, которые необходимы для достижения главных целей организации.
Аудит знаний сам по себе может дать неожиданный эффект. Руководство получит шанс иначе взглянуть на состав знаний и компетенций сотрудников, бизнес-процессы и структуру предприятия.
Второй шаг: цели
Определите цели внедрения СУЗ. Какие текущие проблемы поможет решить система, и чего организация сможет достичь с её помощью? Выявите стратегические знания и определите цели, а также возможные достижимые эффекты внедрения СУЗ.
Третий шаг: ответственные сотрудники
Назначьте непосредственных участников СУЗ: ключевых и наиболее компетентных сотрудников.
Четвертый шаг: область применения
Проанализируйте, какие бизнес-процессы каких подразделений будут включены в процессы управления знаниями. И ограничьте рамки внедрения СУЗ этой областью. Ешьте слона по кусочкам.
Пятый шаг: экспертные сообщества
Эксперты - основные участники СУЗ, формирующие знания, задающие направление дискуссий, оценивающие идеи и предложения.
Важнейший вопрос успешной работы СУЗ – мотивация сотрудников. Как привлечь сотрудника к работе в системе? Эксперты и члены сообществ должны выделять время и прилагать усилия, помимо выполнения своих прямых обязанностей. Поэтому система мотивации, как материальной, так и нематериальной, должна быть изменена с целью вовлеченности сотрудников в работу в системе.
Всё это возможно только при непосредственной поддержке руководства. В результате этих шагов формируется концепция СУЗ, после чего можно приступать к планированию и внедрению ИТ-проекта.
Ярослав Макаров, коммерческий директор "Аплана. Центр Разработки"
Вам понравилось? Поставьте лайк и подпишитесь на новые статьи!