Вырвиглазный триллер про попытку остаться собой с Нуми Рапас от режиссера "Секретарши"
“Трансформация” Стивена Шейнберга - триллер в вырвиглазных тонах про разведенную женщину с арахнофобией, которую играет Нуми Рапас. Сначала фильм напрягает ярко белыми пятнами, когда Рапас оказывается в застенках таинственной организации - видеоряд начинает светиться кислотой (такое любил покойный Тони Скотт). История простая как три копейки: где-то в США есть здание, куда люди с выпученными глазами свозят избранных граждан для экспериментов. В основном, их привязывают к столам, проводят анкетирование на предмет серьезных страхов, а потом вводят какую-то сыворотку и самым главным ужасом начинают усердно пугать. Как ни иронично, это отдаленно напоминает “Мучениц”, но еще ироничнее, что финал оставляет в сильном недоумении - кажется, что где-то здесь фильм-то и должен по-хорошему начаться.
Чтобы не рассматривать какие-то скучные общие рассуждения про то, что, преодолев самый главный страх, человек может стать сверхчеловеком (и в этом нет ничего хорошего, потому что страх делает человека человеком), давайте вспомним, чем вообще занимался Шейнберг. А Шейнберг некисло прославился в 2001 году фильмом “Секретарша”, где Мэгги Джилленхол шлепал по попе начальник-садист, а ей вроде как это нравилось. Ключевой момент “Секретарши” не в сатире на корпоративные отношения, не феминистическая нотка и не пропаганда БДСМ. Шейнберг там довольно ненавязчиво и впроброс показывает, что странности есть у каждого человека, - и вместо того, чтобы его лечить и делать “нормальным” (чем занимается приснопамятная Э. Л. Джеймс в “оттенках серого”), лучше поспособствовать воссоединению органичной пары, где каждому будет хорошо (ну или не лезть, это вообще всегда отличный вариант). Затем последовал “Мех” про Диану Арбус, а потом десять лет Шейнберг ничего не снимал.
В “Трансформации” героиня Рапас воспитывает сына, сама намеревается починить проводку - ну и вообще по всем параметрам сильная и независимая женщина, избавившаяся от не слишком успешного брака. И финал у картины не столько сюжетный, сколько смысловой, поэтому на титрах остается некоторое голодное удивление. В каком-то смысле это триллер “Прочь”, где вместо расизма распылен сексизм. В мире сверхлюдей Рапас прямым текстом говорят, что теперь она будет рожать детей (и носить линзы). Шейнбергу хватило ума передавать ужас Рапас по этому поводу не монологами, а безумным видеорядом (чего, кстати, не догадались завезти в близкий по смыслу “Рассказ служанки”), но всё равно остается ощущение, что что-то он не докрутил. Хотя арахнофобия - это отлично, пауки - лучшие друзья паранойи, что кто-то тебя схватит, закрутит в куль и высосет личность до донышка.
Есть еще буквально три минуты с артистом Стормаре, который светит вставными зубами, как в последнем “Джоне Уике” или “Американских богах”. Приятно, что человек не сидит без работы, но, в общем, на его месте мог быть любой характерный артист с большими белыми зубами.
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)