С интересом наблюдаю за развитием ситуации связанной с СОВЖИ. В ответ на критику в послании Дмитрия Азарова, жена экс руководителя этой организации Реналя Мязитова опубликовала на своей странице фейсбук ответные комментарии своего мужа. Почему он сам не решился - интересный вопрос, но мне больше интересно содержание комментария. Я попытался разобраться в этой теме, чем и поделюсь с читателями.
Сначала несколько слов о самом фонде. Фонд учрежден Правительством Самарской области в августе 1998 года и до 2013 года, в основном, занимался развитием ипотечного кредитования. С 2013 года фонд становится региональным оператором жилищной политики Самарской области, его функционал значительно расширяется: к выдаче ипотечных кредитов, работы с субсидиями и активной информационно-аналитической деятельности добавляется решение социальных задач через строительство жилья экономического класса и реализация различных пилотных проектов, в том числе федерального уровня (арендное жилье, программа «Жилье для российской семьи»). Отдельное внимание уделяется задаче формирования регионального фонда земельных участков под реализацию проектов строительства жилья экономического класса.
В своем послании глава региона Дмитрий Азаров довольно жестко раскритиковал деятельность СОВЖИ, по сути обвинив его экс-руководителей в мошенничестве, злоупотреблении полномочиями и растрате. Вот выдержка из его Послания:
<...У нас масса вопросов с дольщиками, с переселением людей из ветхого и аварийного жилья. Но СОФЖИ, созданный для решения всех этих проблем, в последние годы превратился бесконечный источник скандалов. И первая же аудиторская проверка, назначенная нами в фонде, показала, с каким уровнем коррупционного разложения приходится иметь дело. Средства Фонда тратились на приобретение участков, на которых нельзя строить, заключались договора на снос несуществующих объектов. Например, земельный участок под заводом клапанов был куплен за 200 млн. рублей. А отчет о рыночной оценке земель, сделанный через несколько дней после покупки, показал, что этот участок стоит 89 млн. рублей. Но уже был взят кредит, деньги были выплачены, и никто не потребовал их возврата. А сомнительная сделка по передаче земельного участка в Тольятти, которая сегодня тормозит проектирование набережной. Это же тоже дело рук СОФЖИ. По итогам такой работы в финансах Фонда образовался кассовый разрыв в сотни миллионов рублей. И под такие проекты у нас выпускался народный займ! Вот под эти аферы? Материалы на теперь уже бывших руководителей Фонда переданы в ФСБ, в отдел по расследованию коррупционных преступлений. А перед министерством строительства стоит задача восстановить дееспособность фонда, обеспечить выполнение возложенной на него миссии...
Насколько мне известно, в период с ноября 2017 по март 2018 года в Фонде был проведен ряд проверок: аудиторская проверка, проверка налоговой инспекции и проверка КРУ. Финансовый итог четырехлетней деятельности Фонда в качестве регионального оператора оказался отрицательным. В соответствии с балансом на конец 2017 года убыток составил 1,8 млрд. рублей, кассовый разрыв по управленческой отчетности - минус 813 млн. рублей. Именно эти результаты и стали основанием для подобных выводов. Тем не менее, как я уже писал, жена экс-руководителя СОВЖИ разместила комментарии своего мужа</a> с критикой слов Дмитрия Азарова.
Остановлюсь на некоторых обсуждаемых объектах поподробнее.
1. Земельный участок Завод клапанов(Стрелка). Площадь - 2,5 га
Приобретенный за 200 млн. + 23 млн (проценты по кредиту) без предварительной оценки, участок имеет ограничения, налагаемые охранной зоной коллектора и «красными линиями». С учетом этих ограничений лишь 58% от площади приобретенного участка пригодны для освоения. Убыток от сделки составил 123 млн. рублей. А если подробнее, то земельный участок общей площадью 2,6 га. на территории «Завод клапанов» по адресу: г.Самара, Самарская область, ул.Кутякова и ул.Максима Горького приобретен СОФЖИ 28.09.2015 у ООО «ТОП-Строй» без проведения рыночной оценки его стоимости и только через месяц после приобретения земельного участка была проведена оценка (28.10.2015) по договору №1024-1/15 от 19.10.2015 с ООО «Институт оценки и управления». По результатам этой оценки рыночная стоимость составляет 89,16 млн. рублей (отчет об оценке №1024-1/15). Добавлю, что за период более 2-х лет с момента приобретения земельного участка фактически отсутствует движение по дальнейшей реализации проекта: не осуществлен снос зданий, не подготовлена концепция развития, проектная документация.
2. Земельный участок проект Московский (г.о.Тольятти).
Было приобретено 37 земельных участков общей площадью 48,9 га на сумму 271,2 млн. рублей для строительства жилья экономического класса. 31% (15,4 га) от общей площади приобретенной земли находится в «красных линиях» и не пригоден для освоения. Потери составили примерно 84 млн. рублей.
3. Земельные участки Прибрежный парк(г.о.Тольятти).
В проекте прослеживается попытка перевода 62,7 га муниципальных земель в частную собственность. Возможный убыток - 219 млн.рублей.
Итак:
Схема, содержащаяся в протоколе Правления СОФЖИ от 08.06.2016, предусматривала все стадии перераспределения собственности на земельные участки «Прибрежного парка» (территория Автозаводского района г.о. Тольятти, южнее ул. Спортивной до Куйбышевского водохранилища). В соответствии с ней:
- арендаторы отказались от прав аренды на земельный участок площадью 62,7 га. После этого СОФЖИ получило данный земельный участок бесплатно в собственность (2015 год).
- в 2016 году СОФЖИ совместно с ООО «Сибирское песчаное карьероуправление» (далее – СПК) и ООО «РосРазвитие Сибирь» (далее – РРС) создало ООО «Прибрежный парк» и передало в его уставный капитал данный земельный участок (оценен в 219,5 млн. руб.);
- СПК и РРС через схему взаимозачета обязательств передали ООО «Прибрежный парк» права аренды на 9 земельных участков на территории Прибрежного парка по цене также 219,5 млн. руб., что в 247,5 раза больше, чем цена приобретения этих прав СПК и РРС у предыдущих арендаторов, посредством чего сохранили свою долю 50 % в уставном капитале ООО «Прибрежный парк»;
- как итог схемы, в 2017 году СПК и РРС предложили СОФЖИ разделить ООО «Прибрежный парк», при этом эти организации получат контроль над земельным участком площадью 52,7 га на праве собственности (как учредители первого юридического лица), СОФЖИ получит контроль над земельным участком площадью 10 га на праве собственности и 8 земельными участками на праве аренды (как учредитель второго юридического лица). В протоколе Правления СОФЖИ от 08.06.2016 предусматривались другие итоговые площади земельных участков в собственности: у первого лица 48 га в собственности (подконтрольно сторонним лицам), у второго – 14 га в собственности (подконтрольно СОФЖИ).
В настоящее время деятельность ООО «Прибрежный парк» парализована из-за отсутствия директора и особенностей устава и корпоративного договора, согласно которым для принятия решений необходимо согласие СПК и РРС, позиции СОФЖИ для этого недостаточно.
4. Земельные участки в/ч 94. Площадь 9,7 га.
Заключение договора на снос не существующих объектов капительного строительства на сумму 61 млн.рублей за счет средств субсидии из областного бюджета с участком по адресу Самарская область, г. Самара, Кировский р-н Московское шоссе, Военный городок № 94 (далее – ВЧ № 94):
- Cначала снесли, а именно: 12.01.2015 СОФЖИ (до заключения договора аренды земельного участка) заключило договор сноса (демонтажа) 38 объектов капитального строительства на территории земельного участка с ООО «СК Евроальянс» на сумму 1,8 млн. руб. На оплату работ СОФЖИ предоставлена субсидия из средств областного бюджета (1,8 млн. руб.). 31.01.2015 СОФЖИ приняло выполненные работы. В феврале 2015 года все 38 объектов сняты с кадастрового учета, согласно мастер-плану (передан 28.12.2015) и документации по планировке территории (31.05.2016) территория ВЧ № 94 свободна от построек.
- Потом сделали проект, т.е.: несмотря на наличие указанной информации о совершенном сносе объектов, 22.09.2015 СОФЖИ заключило договор на разработку проекта демонтажа 17 зданий и сооружений (гаражи, склады, здания) без указания кадастровых номеров демонтируемых строений на территории ВЧ № 94.
- Потом определили стоимость работ, а именно: 14.04.2016 СОФЖИ получено положительное заключение государственной экспертизы на сметную документацию по сносу объектов недвижимого имущества, расположенных по адресу ВЧ №94 на сумму 62 507,46 тыс. рублей (содержит расчет по каждому из 17-ти сносимых зданий)
- Потом заключили договор на снос того, чего уже нет и снесли еще раз (теперь уже на бумаге). При этом количество снесенных зданий и сооружений не соответствует тому, что было зафиксировано в документах.
5. Земельный участок по ул. Дачная, 74. Площадь 0,5 га.
В 2014 году компании Новый Дон проавансировано 66,5 млн руб, 42 млн рублей из которых – бюджетные средства. С 2014 года по настоящее время работы на проекте не ведутся.
О результатах работы СОФЖИ красноречиво говорят вышеуказанные факты, а также то, что даже несмотря на предоставляемые из бюджета средства субсидий и на бесплатно получаемые в собственность СОФЖИ земельные участки (из которых большей частью и сложился пул площадок) в СОФЖИ сложилась та финансово-экономическая ситуация, которая обозначена в Послании ВРИО Губернатора Самарской области. Тем удивительнее, на этом фоне, попытки экс-руководителей нагнетать медийную истерику. В любом случае разбираться с этим будут правоохранители и суд. Думаю, это будет одно из крупнейших коррупционных дел нашей области.