Всегда считал, что можно хоть обчитаться умными книжками, без применения это все ничто. И собственный опыт и мотивацию это не заменит. Моя привычка вести учет и планирование доходов и расходов появилась сама собой несколько лет назад, когда я понял, что пашу, как крестьянин, а кубышку с деньгами будто псы поели. И чтобы понимать расклад, я начал записывать. Моя метода простая - делаешь два документа, в мобильнике, в первом ведешь годовой учет доходов\расходов, по месяцам, а во второй записываешь каждодневные траты за текущий месяц, как месяц кончился, делаешь новый документ. Вот уже больше двух лет так делаю, и вопросы "а куда ты, Саня, дел бабло" улетучились из моих размышлений. Понятно, куда я его дел и год назад, и месяц назад, и вчера. Это помогает во-первых, планировать свои траты, инвестиции и накопления на несколько месяцев вперёд, а во-вторых, безжалостно резать лишние статьи расходов.
Примерную схему, как это вести, смотрите ниже.
Делаем в телефоне две заметки. Я не использую специальные проги, они в данном случае только мешают. Доверяя это какому-то автоматическому процессу, ты перестаешь осознавать стоимость денег, в результате ничего так и не получится. Только вручную.
1. Первая заметка простая. Купил что-то - сразу записал. В конце месяца суммирую расходы по каждому дню и по месяцу, и выписываю какие-то категории.
Получается примерно вот так:
01.11
200 кинул себе на телефон
02.11
106 еда на работе
527 купил еды в окее
99 мороженое твикс в бургер кинге
38 проезд на автобусе
633 итого
03.11
145 еда на работе
4.11
85 купил прокси
5.11
Ничего
6.11
111 еда
225 билет в кино
75 вода в кино
40 автобус
451 итого
И так далее. Но эта тема никак не дисциплинирует, я точно это знаю, когда смотрю свои старые записи двухгодичной давности. То есть, тратишь много - записываешь, но все равно тратишь много.
2. Больше дисциплинирует второй документ. Там ты планируешь свои доходы и расходы. При этом нужно иметь какую-то цель по накоплениям. Натурально, вот бери и пиши себе таблицу на год, сколько планируешь зарабатывать и куда тратить. Конечно, в точности все так не получится, придётся потом корректировать на ходу. Но если решил, что откладываешь 5 тысяч в месяц, к примеру, откладывай. И в бюджете это и прописывай.
Вот пример второго (это пример и цифры я взял с потолка)
10 месяц - Октябрь
Получил: 1500 фриланс
Потратил
1500 кредитка
Получил: 4000 копирайтинг
Потратил:
6000 акции (18000 итого в акциях)
Получил: 40000 аванс
Потратил:
9200 кредит
6000 акции (24000 итого в акциях)
6000 на еду, на себя
10000 ботинки
4000 в накопления
500 благотворительность
2800 наличка на мелкие нужды
1000 оплата интернета
Получил: 4000 фриланс
Потратил:
4000 отложил на новый планшет
И так далее. Каждый месяц. В конце концов, составив документ, вы сможете понять где вы будете через год, чего вы хотите, настолько близко к этому сможете подобраться, если все будет хорошо. Хотя конечно главное это стремиться к чему-то и работать, не в игрушки играть/валяться на диване. А для этого реально нужно хотеть этого, и пара прочитанных мотивационных текстов этого не изменят.
В следующих статьях распишу, где лично я брал мотивацию и почем.