Думаете, это вы сказали: "Не прошло еще четверти часа, а уже мне показалось, что теперь самое время пить водку"? Или это: "Видно, есть в божьем мире уголки, где все времена — переходные"?
Но нет, это не вы, это классик Салтыков-Щедрин, удивительный русский писатель, известный своей сатирой и своими афоризмами о русской жизни. Сам он обладал непростым характером, был раздражительным и нервозным. Очень любил играть в карты, но с ним, напротив, никто играть не хотел - прямо по известному анекдоту про то, как пан Директор спросил пана Зюзю, почему он перестал играть в шахматы с паном Гималайским.
- Скажите, пан Директор, вы бы стали играть в шахматы с человеком, который во время игры жульничает, крадет с доски фигуры, плюется, а когда проигрывает, ругается и лезет в драку, - поинтересовался пан Зюзя.
- Нет, конечно, не стал бы.
- Вот и он не стал.
Вот и писатель Салтыков-Щедрин, проигрывая в карты, всегда сваливал вину на соперников, снимая ответственность с себя самого. При этом он был очень привязан к жене и детям. Салтыков-Щедрин женился во время ссылки на губернаторской дочери Е.А. Болтиной, и прожил со своей Лизой 33 года.
"У жены моей идеалы не весьма требовательные, – со свойственной ему иронией писал Салтыков. – Часть дня (большую) в магазине просидеть, потом домой с гостями прийти, и чтоб дома в одной комнате много-много изюма, в другой много-много винных ягод, в третьей – много-много конфет, а в четвертой – чай и кофе. И она ходит по комнатам и всех потчует, а по временам заходит в будуар и переодевается..."
Но всё это не мешало писателю не чаять души в жене и баловать её. В течение 17 лет Салтыков-Щедрин не мог дождаться появления детей, и поэтому относился к свой маленькой дочке Лизе с большим вниманием.
Однажды девочка попросила папу помочь ей написать сочинение. Успех казался неизбежным, ведь он был выпускником Царcкосельского лицея и известным писателем! Однако его ждало полное фиаско!
Сочинение было оценено на два, да ещё возле оценки красовалась приписка-резюме преподавателя: "За незнание русского языка!"
На этот казус у классика тоже нашёлся афоризм: "Просвещение надо внедрять умеренно, по возможности избегая кровопролития".