Пол века назад каждый мальчик мечтал вырасти, стать космонавтом и покорять просторы Вселенной. Эти грезы подпитывала научная фантастика - книги, фильмы, сериалы, мультфильмы и даже радиоспектакли. В наши дни космическая тема отошла на второй план. А это значит, что пора подводить итоги. Мы представляем вам десятку лучших фантастических картин, действие которых развивается в космосе.
10. Звездный десант / Starship Troopers (1997)
Знаменитый роман Роберта Хайглайна Пол Верховен экранизировал так, что фильм можно понимать двояко. На первый взгляд, это почти фашистская лента, пропагандирующая оголтелый милитаризм. Но если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что голландский режиссер издевается над миром своих героев. Картина постоянно и целенаправленно перегибает палку, превращая военную пропаганду в сатирический фарс. Однако это не значит, что перед нами чистая комедия. Напротив, боевые сцены сняты очень мощно и Эффектно, с использованием сложной компьютерной графики. Интересно, что сиквелы «Звездного десанта» (видеофильмы и анимационный сериал) делались на полном серьезе, без пародийной фиги в кармане.
9. Кин-дза-дза! (1986)
"Кин-Дза-Дза" - это одновременно блестящая фантастическая лента с экологическим уклоном, едкая социальная сатира и талантливая комедия, лучшие фразочки которой разошлись на цитаты. В отличии от практически всех советских фантастических фильмов, она ни капли не устарела. Наоборот, рассуждения про цветовую дифференциацию штанов и правила общения с эцилопом в наши дни понятнее, чем тридцать лет назад, когда "Кин-Дза-Дза" впервые добралась до экранов. В картине множество интересных идей и дизайнерских находок, но ее главное достояние - это актеры, сыгравшие великолепный квартет главных героев. Так ярко, как Евгений Леонов и Юрий Яковлев, в нашем кино пришельцев не изображал никто и никогда.
8. Миссия «Серенити» / Serenity (2005)
В наш топ «Миссия» попала не только как качественный фантастический фильм, но и как дань уважения к ТВ-сериалу «Светлячок», павшему жертвой экономных продюсеров, но успевшему создать вокруг себя полноценный фанатский культ. В результате автор проекта Джосс Уэдон уговорил финансистов спонсировать киносиквел, которым и стала «Миссия». Соединив наработки американской телефантастики с эстетикой вестернов и замечательным юмором, Уэдон создал нетипичную «космическую оперу», герои которой не летают между звезд, не стесняются стрелять первыми и не стремятся изо всех сил служить высоким идеалам. Они просто пытаются выжить, сохранив при этом человеческое достоинство, свой корабль и любимую работу.
7. Пятый элемент / The Fifth Element (1997)
Решив соревноваться с Голливудом на его собственном поле, Люк Бессон и студия Gaumont наняли для создания научно-фантастического блокбастера английских и американских актеров и сняли «Пятый элемент» на английском языке. Впрочем, картина все равно получилась характерно французской. И это заслуга не только Бессона, но и его постоянных сотрудников - оператора-постановщика Тьерри Арбогаса, художника-постановщика Дэна Вайля, композитора Эрика Серра. А Также примкнувшего к ним дизайнера Жан-Поля Готье. Поначалу «Пятый элемент» не сразу оценили, но сейчас он считается одним из лучших французских фильмов, снятых за последние десятилетия.
6. Чужие / Aliens (1986)
Некоторые критики считают, что Джеймсу Кэмерону удалось превзойти создателей «Чужого" и сделать более мощную и выдающуюся картину. Мы с этим не согласны, но все же решили не объединять «Чужого» и «Чужих» в одном пункте, и описать их как две разные постановки, в равной степени заслуживающие лестных позиций в космическом хит-параде. Кэмерон заслужил право на шестое место, создав почти идеальный образец адреналинового клаустрофобического НФ-боевика. С самых первых сцен картина набирает внушительное ускорение, а в финале зрителей ждет настоящий фейерверк экшен-страстей и неподдельных переживаний. Отчасти это достигнуто за счет мастерской съемки и грамотного сценария, отчасти - за счет харизматичных актеров и хорошо прописанных ролей, которые надолго врезаются в память.
5. Солярис (1972)
Мы лучше многих относимся к «Солярису» Стивена Содерберга, но пятую строчку нашего хит-парада может занимать только «Солярис» Тарковского. В отличие от автора исходного романа Станислава Лема, советский режиссер был заинтересован не в осмыслении возможного контакта с инопланетным разумом, а в анализе психологии людей. Для Тарковского Солярис - зеркало, с помощью которого Кельвин встречается с собственной душой и обретает покой, который раньше был для него недосягаем. Картина не налегает на спецэффекты, но те, что в «Солярисе» есть, поставлены реалистично и с большим вкусом. Бесспорно, это лучший советский фантастический фильм, поставленный одним из лучших (если не лучшим) режиссером в истории России.
4. Звездный путь 2: Гнев Хана / Star Trek: The Wrath of Khan (1982)
Как и в случае с «Миссией Серенити», второй полнометражный фильм сериала "Звездный путь" представляет в нашем топе не только самого себя, но и проект в целом. Мы выбрали именно «Гнев Хана», поскольку он считается самым талантливым из череды полнометражников «Звездного пути» и потому что на его примере можно понять, чем хороши лучшие эпизоды всех сериалов этой эпопеи. "Гнев Хана" изображает не просто многолетний конфликт между политическими системами. На фоне спора между сторонниками равенства и евгеники развивается личная вражда двух лидеров, каждый из которых не только воин, но и человек. Кирк предстает здесь как неожиданно уязвимый и во многом разочаровавшийся солдат, и это, а также пронзительный финал, превращает «Гнев Хана» из фантастического боевика в психологическую драму с красивыми спецэффектами.
3. Чужой / Alien (1979)
Мы поставили «Чужого» выше «Чужих» по двум причинам. Во-первых, это Ридли Скотт и его группа создали Чужого. Кэмерон лишь развивал богатую идею его предшественников. Во-вторых, в «Чужом» противниками пришельца оказываются не хорошо подготовленные десантники и уже умеющая воевать с инопланетянами Эллен Рипли, а простые космонавты. Им проще сопереживать, и картина Скотта в итоге оказывается более напряженной и драматичной, чем творение его последователя. Пожалуй, пока что никто лучше британского режиссера не передал, каким кошмарным может быть столкновение с пришельцами, для которых люди - всего лишь пища. Ведь, как гласил рекламный слоган фильма, «в космосе никто не услышит ваш крик». Кроме того что «Чужой» стал началом популярного киносериала, он превратил Ридли Скотта в известного всему миру режиссера, Эллен Рипли - в культовую экранную героиню, а исполнительницу ее роли Сигурни Уивер - в заметную кинозвезду.
2. 2001 год: Космическая одиссея / 2001: A Space Odyssey (1968)
До 1968 года научная фантастика в Голливуде не считалась серьезным жанром. Фантастические фильмы того времени балансировали на грани трэша и нередко эту грань переходили. Но «2001: Космическая Одиссея» доказала, что фантастический сюжет может стать основой философской картины. Лента Кубрика затронула множество проблем. Тут и развитие киберразума, и эволюция человека, и встреча с неизведанным, и выживание людей в космосе. И все слов и с упором на смелые визуальные пассажи. Кубрик создал настоящую феерию до того времени не виданных эффектов, многие из которых не поддаются однозначному толкованию. Впрочем, как говорил сценарист картины Артур Кларк, фильм и не должен был быть полностью понятным. Авторы задали в ленте немало вопросов, на которые у них самих не было ответов.
1. Звёздные войны: Эпизод 4 – Новая надежда / Star Wars (1977)
Вряд ли вы ожидали, что на первом месте окажется что-то отличное от первой лукасовской трилогии «Звездных войн». В мире с ее культом пытается конкурировать «Звездный путь», но в России творение Лукаса всегда было на вершине пьедестала - даже тогда, когда его можно было увидеть лишь в пиратских видеосалонах. Космическая сага, в которой сплелись футуристическая техника, мифологический сюжет, «нью-эйджевая» философия и самурайская этика, стала для многих людей Святым Граалем мирового кино. И нужно было быть Харрисоном не только как Хан ни Марку Хэмиллу, ни Кэрри Фишер так и не удалось преодолеть оковы сериала и создать столь же запоминающиеся образы, как Люк Скайуокер и принцесса Лея. Да и Лукас оказался пленником своего творения, вынужденным командовать финансовой империей «Звездных войн», а не заниматься новыми проектами. Впрочем, разве это не завидная судьба - снять всего три фильма и изменить жизнь нескольких поколений?