Ночью с 28 на 29 мая 1914 ода затонул лайнер RMS Empress of Ireland. Корабль во время круиза в густом тумане протаранил углевоз SS «Сторстад». Погибло более 1000 человек. Это была одна из самых больших морских катастроф за всю историю, которая существенно повлияла на правила безопасности на море.
Лайнер RMS «Императрица Ирландии»
27 января 1906 года судостроительная инженерная компания Fairfield в Глазго, Шотландии, спустила на воду RMS «Императрица Ирландии». Это было красивое, двухтрубное пассажирское судно длиной 170, шириной 20 м и тоннажем 14191 брутто RT. Два паровых двигателя, приводящие в движение четырехлопастные гребные винты, позволяли ему развить скорость до 21 узла. Вместе с сестринской «Императрицей Британии» лайнер был эксплуатирован канадской тихоокеанской пароходной компанией.
В трансатлантическое путешествие корабль мог взять 373 членов экипажа и 1542 пассажира в четырех отдельных классах. Каюты первого класса размещались вдоль верхнего и нижнего променада; в двух- и четырехместных каютах можно было разместить 310 пассажиров. К их услугам была столовая с куполом, кафе, музыкальный зал и комната для курения. И – как на Титанике – огромная лестница с внушительными ступенями.
Каюты второго класса находились на корме. Двух- и четырехместные, чуть скромнее оборудованные, они все же обеспечивали 468 пассажирам достаточный комфорт. Путешествующие имели в своем распоряжении столовую, комнату для курения и большой клубный зал.
В носовой части, на главной верхней и нижней палубе, были каюты третьего и четвертого классов. 494 пассажира третьего класса имели в своем распоряжении двух-, четырех- и шестиместные каюты, а также столовую, комнату для курения, женский клуб и открытое пространство, в котором, помимо прочего, находилась песочница для детей.
Наиболее спартанские условия путешествия были у 270 пассажиров четвертого класса. Их три каюты выглядели как на кораблях XIX века: длинные, узкие помещения с койками по бокам и стол со скамейками, простирающийся по всей их длине.
Трагический рейс
В свое 96 путешествие «Императрица Ирландии» отправилась из Квебека в Ливерпуль 28 мая 1914 года в 16.30. На мостике стоял капитан Генри Кендалл, который только 4 недели как получил капитанскую номинацию, и это было его первое путешествие на этом посту. Однако, он не был новичком, проведя в море 25 лет.
На борт было погружено 1100 тонн мелочи, в том числе 252 серебряных слитка, почта и 2600 тонн угля. Помимо судового экипажа, на борту находилось 1477 пассажиров. Судно отправилось вниз по реке Св. Лаврентия и к полуночи миновал Пуэнт-э-Перо вблизи Римуски.
Вскоре на расстоянии около 6 морских миль были замечены сигнальные огни другого судна по курсу столкновения. Туман затянул реку и плывущие корабли. В согласии с правилами безопасности на море, капитан Кендалл приказал остановить обе машины и отправлять звуковые сигналы, используя так называемые туманные рога. Невидимый в густом тумане норвежский углевоз «Сторстад» ответил на сигнал. Согласно с прогнозами капитана, оба судна должны были разойтись по правому борту. Но через несколько минут экипаж «Императрицы Ирландии» увидел появившийся из тумана корпус углевоза, идущий на полной скорости прямо на правый борт лайнера.
В 1.55 ночи SS «Сторстад» врезался своим укрепленным для плавания во льдах носом в правый борт «Императрицы» на глубину пяти метров. Вскоре судно дало полный задний ход, и через огромную дыру вода ворвалась внутрь. К сожалению, на закрытие водонепроницаемых переборок уже не было времени. Капитан хотел еще прибиться к берегу, но это оказалось невозможным, потому что машинное отделение уже залила вода.
Капитан приказал отправить сигнал SOS и начать эвакуацию – в первую очередь женщин и детей. Просьба о помощи прозвучала лишь раз, так как вода затопила рубку радиотелеграфиста. Сигнал получил радиооператор с «Father Point» и уведомил два канадских парохода: «Эврику» и «Леди Эвелин», которые сразу же поспешили на помощь.
На воду удалось спустись только шесть из двадцати шлюпок. Через 10 минут судно легло на правый борт, разбив дымоходом одну из шлюпок с находящимися в ней людьми. Около 700 человек выбрались через иллюминаторы и ожидали спасения на боку лежащего на воде корабля. Через четыре минуты корма быстро поднялась над водой, и корабль погрузился носом в ледяную пучину. С момента столкновения до затопления «Императрицы Ирландии» прошло всего 14 минут.
С борта «Сторстад» были спущены 4 шлюпки, которые поспешили на помощь. Через 75 минут на место катастрофы прибыли «Эврика» и «Леди Эвелин». Из 1477 людей спасли только 465, включая четырех детей… Спасся также капитан Кендалл, который упал в воду в момент, когда корабль перевернулся на бок.
Последствия катастрофы
Комиссия, расследующая причину аварии, постановила, что навигационные ошибки были сделаны на обоих судах. Однако большую вину возложили на Альфреда Тофтенеса, первого офицера «Сторстада», который стоял на мостике той ночью. Также была издана рекоменация, чтобы в будущем двери в водонепроницаемых переборках всегда закрывались ночью и в тумане. Катастрофа «Императрицы Ирландии» также изменила философию проектирования кораблей: вместо прямых носовых частей стали возводить носовые выступы, которые в случае столкновения не разрывали бы обшивку ниже ватерлинии.
Оказывается, список смертельных жертв «Императрицы Ирландии» был еще большим. Во время крушения, расположенного в 7 км от берега на глубине 40 метров, также погибли 6 водолазов. Окончательно удалось разыскать 212 из 252 брусков серебра и 318 мешков почты.
С катастрофой «Императрицы Ирландии» связана также «городская легенда». Говорят, что один из спасенных курильщиков (в других версиях - пожарник), Фрэнк Тауэр (или Уильям Кларк, как говорят другие), также пережил затопление «Титаника».