Ракетные удары, которые коалиция в составе США, Великобритании и Франции, осуществила по правительственным объектам в Сирии, имеют далеко идущие последствия для мирового рынка энергоносителей.
Первый, и самый очевидный аспект, - рост мировых цен на нефть. За прошлую неделю нефть Brent подорожала на 8%, а по итогам торгов 16 апреля 2018 года прибавила еще, закрепившись на отметке выше 71 доллара за баррель. Восток - дело тонкое, а Ближний Восток и подавно. Любые новости о проблемах в этом регионе приводят к очень нервной реакции инвесторов. Но страхи понемногу улеглись, поскольку до прямого конфликта России и США на сирийской почве не дошло. А противостояние вновь сместилось в политическую и экономическую плоскость. В плоскость санкций.
Только угроза введения санкций США в отношении России в связи с ситуацией в Сирии очень болезненно ударила по рублю. Правда, потом оказалось, что с заявлением о возможном введении санкций против России официальные лица США немного поспешили, а неофициально говориться даже о том, что новых ограничительных мер пока не будет.
Но ситуация по Сирии очень обеспокоила Германию в контексте приближающихся сроков начала строительства газопровода Северный поток-2. Дешевый российский газ Германии очень нужен, достаточно сказать, что Германия в 2017 году импортировала российский газ в объеме лишь немногим меньше мощности первого Северного потока. Возможность блокирования Северного потока-2 со стороны США потребовала реакции от немецких политиков. С одной стороны, России поставили на вид слишком уж твердую позицию по Сирии и поддержку президента Сирии Башара Асада, законно избранного между прочим, но что это значит на фоне геополитических интересов политических тяжеловесов. С другой стороны, последовали очень мягкие увещевания о том, что не следует Северный поток-2 ставить в зависимость от конфликта вокруг Сирии.
Что импорт российского газа осуществлялся и во времена холодной войны, и он всегда был надежным.
На этом фоне президент РФ Владимир Путин провел телефонные переговоры с канцлером Германии Ангелой Меркель. Перечень вопросов ожидаемый - Сирия, Украина и Северный поток-2. Подробностей минимум. Но стоит вспомнить, что за предыдущим телефонным разговором, который состоялся чуть больше недели назад, последовало признание Ангелой Меркель политической составляющей проекта Северный поток-2, можно предполагать разные ножиданности. Хотя при всей плотности событий, связанных с Северым потоком-2, вариант со случайным совпадением не кажется совсем уж невероятным.
Конечный бенефициар обострения в Сирии очевиден. США заявляют о себе как о серьезном экспортере СПГ. За два года, за счет ввода новых мощностей по сжижению, США сильно увеличили экспорт СПГ, а в ближайшие три года ожидается рост мощностей еще в три раза. Это позволит США к 2020 году стать третьим по величине экспортером СПГ в мире. Особенно если за плечами огромный опыт геополитических игр, ракетный арсенал и проверенные союзники.