Текст: Антон Ширяев
F-Type –знаковая для британцев модель, ведь с ней они вернулись в сегмент спорткаров. Не случайно даже название модели как бы намекает, что она является прямым продолжателем E-Type – культового спорткара 60-х. Причём F-Type с его широкой гаммой версий разной мощности должен был бросить вызов целому сонму конкурентов, от относительно недорогих спорткаров вроде Porsche Boxster и Mercedes-Benz SLK55 AMG, до суперкаров уровня Porsche 911 Turbo и Ferrari 458 Italia. Более того, на протяжении тех 4 лет, что F-Type находится на конвейере, он постоянно эволюционировал, становясь мощнее и совершеннее. Я отлично помню своё первое знакомство со спорткаром Jaguar в версии V8 S с 495-сильной модификацией 5.0-литрового компрессорного мотора AJ-V8. Та машина просто поражала своей дикостью!
«Джэг» танцевал ирландский танец джига в колеях, с трудом удерживал траекторию при разгоне в пол, стремился встать боком, если в повороте под колёса попадали неровности... откровенно говоря, тот автомобиль пытался встать боком при любой возможности! Чуть больше газа, чуть меньше газа, чуть сильнее повернуть руль, –Jaguar начинал скользить. Столь буйный нрав превращал F-Type в идеальный дрифт-мобиль, а езду на машине превращал в увлекательную ходьбу по лезвию бритвы. Только вот такая избыточность британского спорткара утомляла. Показать быстрые секунды на треке было невозможно, а на дороге и вовсе можно было убраться. Поняв, что переборщили, англичане версию купе, дебютировавшую через год, сделали куда более покладистой.
А окончательно приручить дикую кошку должна была полноприводная трансмиссия, которая стала доступна для F-Type в России с 2015 года. Сейчас с полным приводом нельзя получить базовый 2.0-литровый спорткар, на котором мы ездили летом по Норвегии, да менее мощную из двух модификаций с компрессорным V6 3.0. Но этот котёнок особого впечатления не произвёл. То ли дело наш сегодняшний герой! Версия R – это форсированный до 550 л.с. всё тот же алюминиевый AJ-V8, который теперь агрегатируется с 8-ми, а не 6-ступенчатым автоматом. А у нашего красного родстера ещё и тормоза углерод-керамические. Настоящий трек-кар? А вот сейчас и узнаем!Честно говоря, это не первый мой опыт езды на F-Type R по Moscow Raceway.
Офицер и джентльмен
Два года назад на «Спорткаре года» я уже водил по подмосковной трассе купе. Но в тот день лил дождь, а конкурентами Jaguar в борьбе за звание «Лучшего спортивного автомобиля» были Porsche 911 Turbo S и Mercedes-AMG GT S. На фоне купе из Аффальтербаха британский спорткар показался тогда более тяжёлым, ленивым и менее острым, зато позволял раньше наступать на газ и в целом чувствовать себя на мокром асфальте куда увереннее. Но до божественного уровня Porsche обе машины не дотянули. Пока в Jaguar и AMG штурмовали Эверест, в Цуффенхаузене уже снарядили экспедицию на Луну.Но главное, что меня тогда поразило в F-Type, это его покладистость. Мне не приходилось бороться с машиной, она со мной взаимодействовала.
Да, большая масса вытягивала машину наружу, а с появившейся недостаточной поворачиваемостью приходилось постоянно бороться. Но если раньше Jaguar можно было рекомендовать только очень опытным водителям, то теперь на F-Type R Coupe поехать безопасно и относительно быстро мог и человек со средним опытом трековой езды. При этом в своей эмоциональности спорткар из Ковентри ни капли не потерял – звук двигателя по-прежнему больше напоминает истребители Spitfire и бомбардировщики Lancaster с легендарным двигателем Merlin, а в ответ на сброс газа F-Type с V8 устраивает настоящее звуковое шоу, будто бомбардируя окрестности. Волей-неволей вспоминаешь, что Дрезден союзная авиация разбомбила в ответ на бомбардировку Ковентри –родного города Jaguar.
А как здорово «Эрка» следует за педалью газа! Как быстро реагирует на ваше желание ускориться автомат! Кажется, будто вы только подумали, а коробка уже перешла на пару передач вниз, мотор раскрутился, мгновенно разогнав компрессор, и вот на вас уже обрушиваются все 550 л.с. и 680 Нм тяги. Как же круто, что в Ковентри не пошли на поводу у всеобщей моды на экологию и даунсайзинг и по-прежнему ставят на свои спорткары очень большой и честный V8 с приводным нагнетателем! Пусть расход топлива пи активной езде легко уходит за 20 литров, пусть на серпантине 70-литрового бака едва хватает на 200 км, но мы ведь покупаем спорткары не для участия в экоралли? И с полным приводом этот мотор, наконец, может дышать полной грудью, ведь вам больше не надо с ювелирной точностью дозировать тягой.
Просто со всей силой наступаете на правую педаль, впечатываетесь в спортивные кресла с по-идиотски выступающим подголовником, наслаждаетесь лавиной ускорения и сумасшедшей песней компрессорной «восьмёрки», а в момент, когда стрелка тахометра приближается к отсечке, сбрасываете газ и сходите с ума от того самого back-fire – грохота догорающего топлива в выпускном коллекторе. После такого не полюбить F-Type невозможно! А уж если у вас родстер, то удовольствия ещё больше. И это не только моё мнение. «Полностью машина раскрывается именно соткрытым верхом, – считает Роман Русинов, – когда ты слышишь неподражаемый густой раскатистый баритон прекрасно настроенной выпускной системы». Да и солнце в глаза и ветер в волосах никто не отменял.
С последним, кстати, всё не слишком весело – кабриолетная аэродинамика у Jaguar откровенно слабая. Уже на скорости около 80 км/ч по салону гуляют настоящие вихри, а ветрозащитный экран совсем небольшой. Нет ни «аэрошарфа», ни дефлектора в верхней части рамки лобового стекла, как у машин Mercedes-Benz. F-Type и в этом по-настоящему олдскулен и суров. Конечно, за всё нужно платить, и в случае с родстером цена радости езды без крыши – ещё меньшая острота реакций и леность на входе в поворот. Тут нужно отметить, что, когда я говорю «леность», то имею в виду сравнение с конкурентами. Потому что на фоне любого передне- или полноприводного массового автомобиля «Джэг» меняет траекторию движения с охотой ягуара, мчащегося за жертвой.
Универсал
Небольшая раскачка и великоватые для спорткара с амбициями суперкара крены – в сумме всё это и не позволило нашему коту завоевать больше баллов от жюри. Но что за машины остались впереди? Три Porsche, да феерический Chevrolet Corvette Z06! А вот хвалёный Nissan GT-R проиграл и довольно много. И это немаловажно, ведь Jaguar играет на том же поле, что и Nissan. Это всепогодный и достаточно комфортный спорткар, на котором можно отправиться и в дальнее путешествие, и на трек, и по городу каждый день на работу ездить. Конечно, с переходом от XK к F-Type в Jaguar несколько растеряли в практичности. Если у XK даже с кузовом кабриолет сохранялся приличных размеров багажник и рудиментарный задний ряд, который можно было использовать в качестве полки для багажа, то F-Type Roadster приспособлен для езды на дальняк куда хуже.
Казалось бы, объём багажника составляет вполне солидные 200 литров, но на деле положить в него что-то крупнее небольшой дорожной сумки или рюкзака нельзя. Багажник сформирован из нескольких пустот и имеет, пожалуй, самую неправильную форму во всей индустрии! Поэтому его реальный объём едва ли не в полтора-два раза меньше заявленного. Так что для путешествий нужно брать купе, у которого третья дверь открывает доступ к 310 вполне реальным литрам полезного объёма. Что касается приспособленности Jaguar к нашим дорогам, то подвеска на удивление неплохо справляется со средними и мелкими неровностями, а по-настоящему выводят F-Type из себя только колеи.
А вот водителя и пассажира из себя может вывести не только ветер. Увы, но англичане пока так и не научились делать интерьеры столь же хорошо, как их немецкие визави. У сидений F-Type неудачная форма подголовника, обод руля излишне толст, мультимедиа-системе даже после обновления не хватает быстродействия, интерфейс запутанный, а дисплей с опущенной крышей отчаянно бликует на солнце большую часть светового дня. Добавьте к этому массу дешёвых на вид и на ощупь кнопок и некоторую неряшливость в том, как натянута на переднюю панель кожа. Нет, это не Германия! Jaguar явно покупают не те, кто ценят точность в сборке и настройке. F-Type – не аптекарь, по капле отмеряющий лекарства, он бармен, который только что ливанул вам в Martini слишком много водки. Чай хуже не будет!
К слову об излишествах – если вы не собираетесь ехать на трек, то вполне обойдётесь без углерод-керамических тормозов. Даже чугунных дисков хватает, чтобы в боевом темпе пройти несколько кругов, и лишь потом педаль становится мягче, а тормозной путь возрастает. С жёлтыми же суппортами F-Type вообще не знает усталости. Круг за кругом, без особого охлаждения, а торможения всё так же эффективны. Эх, жаль, что топовые тормоза не доступны для версии V6 S с более лёгким 380-сильным 3.0-литровым компрессорным мотором. А ещё безумно интересно, как поведёт себя на треке ещё более «злой» F-Type SVR с агрессивным аэрообвесом и более жёсткой подвеской, ведь R-версия – это всё же некий микс между спорткаром и Гран Туризмо.
Вместо резюме
Вместо собственного вывода я приведу вам слова невероятно строгого к участникам «Спорткара года» дрифтера Евгения Ружейникова, благо наши мнения совпадают: «Мне нравится F-Type R AWD. Этот Jaguar вчём-то сродни игрушке, которая доставляет много веселья ирадости. Он такой бодрый, громкий иагрессивный, аещё внем круто – что внутри, что снаружи. Автомобиль хорошо едет, при всей своей полноприводности довольно азартно метёт хвостом вповоротах, молниеносно ускоряется ивполне себе надёжно тормозит. И, что немаловажно, всё, что нужно хорошему спорткару – все понты, звонкий голос, спецэффекты ввиде складывающегося верха,– уэтого «Ягуара» есть».
С обретением полного привода F-Type с V8 5.0 не стал котёнком. Это по-прежнему хищная кошка, просто она теперь сидит на тумбе по центру цирковой арены в ожидании вашей команды, а не прячется в кустах саванны в ожидании смертельного броска. Пусть Jaguar не хватает точности и остроты Mercedes-AMG GT или Porsche 911, но он куда эмоциональнее и не менее универсален. Полноприводная трансмиссия не только сделала F-Type всепогодным, но и дала ему путёвку на трек, где теперь он умеет не только дрифтить. Наш красный родстер провёл на Moscow Raceway весь день и не только не выказал признаков усталости, но и весьма бережно отнёсся к шинам. Так что если для вас спорткар – это не только время на круге, но и эмоции, то не проходите мимо.