Далеко не все наши соотечественники регулярно навещают картинные галереи. Но есть картины, которые известны буквально всем. Вот вам десятка самых знаменитых полотен русских художников
1. «Утро в сосновом лесу»
Рассказывают, что в начале обучения в Императорской Академии художеств Ивана Шишкина спросили, что он хочет рисовать. Ответ «Желаю быть пейзажистом» вызвал дружный смех: а что еще должен рисовать человек с такой фамилией? Друзья часто называли Ивана Ивановича «царем леса» и по заслугам: чащоб у него нет разве что на картинах «Рожь» или «На севере диком». Полотно «Утро в сосновом лесу» подтверждает высокую царскую репутацию. Это, вероятно, самая известная картина пейзажиста, и уж наверняка самая растиражированная, поскольку украшает обертку конфеты «Мишка косолапый». Писали картину в четыре руки: медведей на полотне, известном каждому сладкоежке, изобразил Константин Савицкий. Сегодня художников упрекают в недостатке реализма: тройни у медведиц крайне редки, да и Шишкин замечен в том, что подправлял лесную реальность топором и пилой.
2. «Неизвестная»
Кто-то впервые увидел ее в «Огоньке» или «Работнице», кто-то – в холле дешевой гостиницы, а у кого-то она вызывает детские воспоминания о красивой коробке конфет. Критик Стасов называл героиню Крамского «кокоткой в коляске», критик Ковалевский – «исчадьем больших городов», а художник Репин вспоминал, что ее разглядывали не столько из эстетических чувств, сколько из обывательского любопытства. Специалисты утверждают, что она одета по последней моде: шляпка «Франциск», пальто покроя «Скобелев». В ней узнавали и Настасью Филипповну, и Анну Каренину, но закрепилось «Незнакомка» – стихотворение Александра Блока повлияло. Нет, не так: Иван Николаевич Крамской назвал картину «Неизвестная» и нигде ни словом не упомянул о прототипе.
3. «Боярыня Морозова»
«Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, чёрным пятном сидит. Так вот я этого пятна много лет забыть не мог…», – вспоминал Суриков. Когда бы мы знали из какого сора выросла известнейшая картина! Из этого пятна, да из рассказа на ночь тетки Ольги Матвеевны: она поведала малышу Васеньке о боярыне Феодосии Прокопьевне Морозовой, духовной дочери протопопа Аввакума, что пошла на гибель за свою веру. Замысел зрел долго, так и вышла картина, чрезвычайно высоко оцененная критиком Стасовым: «Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Ему равны только «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь». А тем критикам, что соревновались в выискивании ошибок: и места-де для кучера мало, и рука, мол, чересчур длинна и вывернута так, как анатомически невозможно, ответил сам Суриков: «Суть-то исторической картины – угадывание. Если только сам дух времени соблюден – в деталях можно какие угодно ошибки делать...».
4. «Бурлаки на Волге»
«Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу». Достоевский написал это о картине Репина «Бурлаки на Волге». Илья Ефимович вырос в украинской глубинке и никогда не видел больших судоходных рек. Но писать картину он поехал в Ширяев буерак под Самарой с уже сложившимся сюжетом. Своих «бурлаков» он углядел на Неве, когда учился в Академии художеств – изможденные люди так контрастировали с живописной природой и радостными дачниками, что студент немедленно схватился за краски. Потом друзья выхлопотали ему 200 рублей для поездки на Волгу, там летом 1870 года Репин нашел своих героев и написал с них этюды. На Всемирной выставке 1873 года в Вене картина завоевала бронзовую медаль и была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Он повесил ее в бильярдной Владимирского дворца, вероятно, напоминанием о бессмысленной в век пара жестокости.
5. «Девочка с персиками»
У русского предпринимателя и мецената Саввы Ивановича Мамонтова, владельца усадьбы Абрамцево, было три сына и две дочери. Старшая, красавица Веруша, вдохновляла многих художников, гостивших в усадьбе ее отца. Это с Веры Мамонтовой лепил «Голову Египтянки» Михаил Врубель, это ее черты легко узнать на «Портрете девушки с кленовой ветвью» Виктора Васнецова. Но самый известный портрет Верочки Мамонтовой создал Валентин Серов. «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное», – писал Валентин Александрович невесте, и, как видим, сдержал слово: трудно представить себе картину радостнее, чем «Девочка с персиками». Хотя модель много претерпела: сидеть не шевелясь для бойкой 12-летней девочки было сущим мучением. Серов, вспоминал брат Веры, «впоследствии говорил сестре, что он ее неоплатный должник».Это чистая правда: картина так прославила Серова, что ему потоком хлынули заказы. И даже из царского семейства.
6. «Богатыри»
И эта картина родом из имения Саввы Мамонтова. Знаменитых «Богатырей» Васнецову навеяли мощные дубы в парке Абрамцевской усадьбы. «…Бродил я, особенно по утрам, по парку, любовался кряжистыми великанами… А уже как дубы превратились в «Богатырей», объяснить не могу, должно быть, приснилось!» Публике, которая полюбила знаменитую картину, должно быть приснилось другое ее название: «Три богатыря». И не поспоришь – богатырей на картине ровно три. Запомнить кто есть кто легко: посреди на вороном коне Илья Муромец, в одной руке копье, в другой палица, похож на императора Александра III, слева на белом коне вынимает меч из ножен Добрыня Никитич, справа на коне рыжей масти Алеша Попович с луком и стрелами. Алешу Васнецов писал с младшего сына Саввы Мамонтова, а Добрыня, как уверяют, похож на всю семью Васнецовых разом: на деда, отца и на самого художника.
7. «Охотники на привале»
Достоевский восхищался: «Один горячо и зазнамо врет. Другой слушает и изо всех сил верит. А третий ничему не верит и тут же смеется. Что за прелесть!» Ну вы, конечно, поняли, что за прелесть – это картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». Картина, написанная в 1871 году, куда оптимистичней трагических картин раннего периода, вроде «Тройки» или «Проводов покойника». Но и она не однозначно мажорна: охотники веселятся на фоне мрачного осеннего пейзажа. Нет единодушия и среди современников: восторги Достоевского не разделял Салтыков-Щедрин, который увидел в лицах наигранность. Понятно, не актеры позировали: в виде охотников Перов изобразил своих московских знакомых: врачей Кувшинникова, Нагорнова и Бессонова.
8. «Грачи прилетели»
Искусствоведы отмечают, что среди важнейших работ Алексея Кондратьевича «Вид в Ораниенбауме» и «Лосиный остров в Сокольниках», «Жатва», «Вечер» и «Радуга». Напрасный труд: широкой публике известна ровно одна картина Саврасова. Это «Грачи прилетели». Она имела огромный успех на первой выставке Товарищества передвижников в 1871 году, а идеолог и основатель «Товарищества передвижных выставок» Крамской, сравнивая полотно Саврасова с другими выставленными пейзажами, писал: «…всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"». Этюды к этому одушевленному пейзажу Алексей Саврасов писал в селе Молвитино, теперь Сусанино, Костромской губернии. Воскресенская церковь на заднем плане существует и нынче, в ней как
раз и расположен музей Ивана Сусанина, который родом из окрестностей Молвитина и подвиг свой совершил здесь же, неподалеку.
9. «Неравный брак»
Крестьянин по происхождению Василий Пукирев по счастливой случайности попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и показал себя талантливым студентом. Но ничего равного по силе полотну «Неравный брак» так и не написал. Очевидно, потому что картина была глубоко личной, и тому есть свидетели. В книге «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского читаем о русском живописце С.И. Грибкове: «Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он знал историю картины «Неравный брак» и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник — живое лицо. Невеста рядом с ним – портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками – это сам В. В. Пукирев, как живой». Картина сильно подействовала на современников: «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Н. И. Костомаров, увидав картину, взял назад свое намерение жениться на молодой особе», – вспоминал Илья Репин.
10. «Явление Христа народу»
В начале, как и полагается, было слово. Мысль изобразить на полотне явление Христа народу возникла у Александра Иванова под влиянием Евангелия от Иоанна. Посланный за счет Общества поощрения художников для совершенствования мастерства в Рим живописец сперва попробовал силы. Полотно «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» имело успех, и новоиспеченный академик Иванов приступил к делу своей жизни. Масштабный замысел потребовал пространства и времени: картина семи с половиной метров в длину и почти пяти с половиной метров в высоту писалась ровно двадцать лет. Ну так и вышел шедевр, потрясший публику. Славянофил А.С. Хомяков писал: «Видеть картину Иванова не только наслаждение, но гораздо большее: это событие жизни». А художник, словно бы исполнив предназначение, скончался вскоре после завершения картины. О том, что царь купил картину за 15 тысяч рублей и пожаловал ему орден Святого Владимира, Иванов так и не узнал – радостная весть на пару часов опоздала.