В декабре 1941 года школьники Полевского обратились к молодёжи области заработать деньги на постройку танка и назвать его именем мальчишки - героя. За несколько месяцев было собрано шестнадцать миллионов рублей. Танк строили к 1 мая 1942 г. молодёжные коллективы, в свободное от работы время (работая на основной работе 12-14 часов). Детали танка имели клеймо в виде флажка и надпись «Свердловский комсомолец».
Продолжить чтение на сайте.
Затем инициатива Полевских школьников переросла в идею, построить на средства молодёжи танковую колонну. 29 апреля 1942 года был изготовлен последний танк, 6 мая колонна отправилась на фронт, а молодёжь стала собирать средства на постройку второй колонны. За короткий срок, в Полевском, было подано свыше 156 заявлений, и комиссиям пришлось отбирать из 15 кандидатур одного добровольца.
На Полевском криолитовом заводе было подано, 200 заявлений из них отобрано 9 добровольцев. Это А.Г. Бессонов, В.С. Бочкарёв, В.И. Валов, Д.Е. Валов, Д.Е. Девяшин, В.И. Дериглазов, П.С. Дурандин, Н.Т. Нюнькин, А.Г. Толстых, С.М. Шляпников.
На Северском металлургическом заводе из 500 подавших заявления получили направление в корпус 18: конструктор Г.К. Чипуштанов, вальцовщик П.П. Чернов, шофёр М.И. Котегов,начальник транспортного цеха Н.В. Баранов, газовщик М.А. Нейумин, мастер ЛПЦ Ю.А. Казанцев, Е.Р. Гренадер из ОТК, электросварщик Б.И. Зырянов, обер-мастер мартеновского цеха М.И. шаталин, бригадир газовщиков М.И. Карманов, электрослесарь В.Ф. Боковиков, кладовщик стройучастка А.М. Кузяхин, электрик И.А. Аликин, В.И. Колесников, Н.В. Левкин, П.Я. Литвиненко, П.Я. Литвиненко, Я.И. Кузугеев, А.Я. Романов.
Полевчане служили в 30-й мотострелковой бригаде.
Вот как вспоминает первые дни на фронте В.Ф. Боковиков: «Вижу, бомба оторвалась от самолёта и летит прямо на меня. Взорвалась недалёко, нас завалило землёй. Откопались, обнаружили, что среди нас один раненый и один убитый». За несколько дней боёв из 800-1000 человек в каждом батальоне осталось человек 30-40. Такие большие потери были потому, что вражеские позиции сильно укреплялись, а когда отходили, то всё минировали.Когда бои под Гомелем закончились, всех отправили под Брянск. Здесь Василий Боковиков встретил земляка из Северского. Видел его только два раза, а вскоре он погиб.
Воспоминания полевчанина Павла Петровича Чернова. «На курской дуге был страшный ад. Немцы сильно бомбили. Взрывом сорвало башню танка, выжил один, но стал плохо слышать». «Когда был в Польше, грянул сильный мороз. Танк невозможно было завести. Промёрзли до костей. Один член экипажа нашёл навозную кучу, её разгребли, накрыли плащ-палаткой и согрелись в ней, как на русской печке.
«В Польше послали в разведку танк и восемь человек разведчиков. Кончилась солярка и мы пошли добывать горючее. Пришли в деревню, зашли в крайний дом. Хозяйка предупредили, что здесь немцы. Скрыться не успели, послышался шум мотоциклов. Хозяйка спустила разведчиков в колодец, у которого внизу был выступ. Немцы светили в колодец фонариком, не решились взорвать, потому что собирались оттуда брать воду. Когда они ушли, разведчики выбрались из колодца. Вышли из деревни и снова услышали шум моторов. Спрятались в стог сена. Мотоциклисты стали прощупывать сено штыками, попали в бедро Чернову, но он зажал рот, чтобы не вскрикнуть. Когда стемнело, разведчики сняли часового у вражеского танка. Взяли горючее, вернулись к своим».
Много интересного мы узнаём из книг и архивных документов. Возможно вам понравится наша презентация, как дополнение к теме.
Вы можете скачать электронную презентацию "Священную клятву сдержали": ссылка для скачивания
Больше интересного Вы сможете найти на нашем сайте.