Детский "Левиафан" и один из главных референсов "Очень странных дел"
В эфире наша новая рубрика "удивительные параллели с творчеством Андрея Петровича Звягинцева": посмотрел “Балбесов” (1985), которых называли среди главных референсом первого сезона “Очень странных дел” наравне с “Оно” (роман вышел в 1986-м) и “Инопланетянином” (1982). а еще это детская версия “Левиафана”.
В картине Ричарда Доннера (через год он снимет “Смертельное оружие“) тоже выселяют семью из дощатого домика, устроенного на побережье, но все заканчивается: а) хорошо; б) решается благодаря тому, что группа мальчуганов, именующих себя “Балбесами”, нашла старинный пиратский клад, о котором ходили легенды еще в детстве их родителей. Тут можно поиграть в издевательскую игру и предположить, что семью все-таки выселили, а всю историю с кладом выдумал астматик Майки (одна из первых ролей Шона Эстина, который Боб в “Очень странных делах” и Сэм во “Властелине колец”). Это, кстати, объясняет, почему фильм настолько эксцентричный (если не сказать - слишком эксцентричный).
В нём причудливо смешиваются какой-то небывалый наив с жутко переигрывающими детьми и откровенность на грани фола (в рамках семейного кино): например, главный источник утомляющих гримас - корпулентный мальчуган Чанк - исповедуется бандитам, как он наблевал на людей с балкона кинотеатра, а в самом начале “балбесы” отламывают член мини-статуе Давида. Вдобавок фильм проникнут идеей, что жизнь скоротечна - и как бы ты ни хотел дорасти до первого поцелуя и прочих атрибутов взрослости, они тебя рано или поздно все равно настигнут (в том или ином варианте), а детство уже не вернешь - с его тайнами старой хижины; на лицо ужасным и добрым внутри Слотом, которого держат в специальной комнате из-за перекошенной от рождения физиономии; с придурковатыми бандитами, верховодимыми мамашей, в духе братьев Гавз, которые убивают людей, но при этом умудряются выступать в амплуа комичных дурачков; со странными изобретениями американоазиата по кличке Дата; музыкой из Джеймса Бонда; да и с пронзительным финалом победы всего хорошего над всем плохим и пиратским кораблем на горизонте. тут можно было бы свернуть к “Алым парусам”, но “Балбесы” - это чистой воды перепев “Тома Сойера”, такого же грубовато-наивного, с тайнами, лабиринтами, преступниками, жизнью хуже обычной и неизменной победой юности над костностью.
В “Левиафане” все проистекает ровно наоборот, и тут сказываются, конечно, разница жанров, реалий и авторских поисков, но любопытны еще две вещи. Получается, что за родителей впрягаются дети, то есть отказываются от роли пассажиров и проявляют социальную ответственность. Плюс в “Балбесах” есть такой троп семейного кино как сходство отцов и детей: дескать, герой Х - это как его отец, только маленький. Зачастую это довольно глупо выглядит, но в случае «Балбесов» забавно прикинуть еще одну безумную теорию.
Интересно рассмотреть это кино как желание родителей, которые появляются преимущественно в конце, решить проблему лихо и как в сказке, чудом. То есть происходящее - буквально их фантазия/воспоминания в духе "ух я бы их, если все было как в моем любимом фильме детства" (тут интересно, нет ли в зашкаливающей эксцентрике отсылки к детским фильмам 40-50-хх). Такой хитро замаскированный эскапизм, вываливающийся из хрестоматийно взрослого дяденьки в очках.
В смысле тут занятен парадокс, который подчеркивается легким фабульным сходством с “Левиафаном”: в сущности, ни те, ни другие проблему не решают, так как одни не могут решить, а вторые могут, но этот метод, как говорится, не претендует на статус постоянного. И мне кажется, что этот странный осадочек для фильма, который можно было придумать просто как веселое приключение, тут не случаен: детство кончилось, золота нет, школьные связи оборвались, капитализм ликует, все плохо. В фантазии, верной спутнице балбеса любого возраста, все могло быть иначе - и с этим конфликтом “ожидание/реальность” вполне возможно ходят к психотерапевтам.
p.s. а еще тут Джош Бролин дебютировал в большом кино (играет он почти классического старшего брата-спортсмена, но душевного).
канал “Тинтина вечно заносит в склепы” (кино, комиксы, театр и снова кино)