ЭКСПЕРТИЗА : ФИЛЬМ «ОХОТА НА ВОРОВ»
Производство 2018 года, США. Режиссер Кристиан Гьюдгэст, сценарист он же + Пол Шоринг. В главной роли Джерард Баттлер. Действие криминального боевика происходит в современном Лос Анджелесе. В городе орудует банда крутых отморозков. Руководитель элитного полицейского подразделения узнаёт об их плане плане ограбить Федеральный резервный банк Соединённых Штатов.
ИЗ АНАМНЕЗА
Стандартный сюжет для боевика, на его основе которого можно сделать как шедевр – типа драматического фильма “Схватка” 1995 года с Аль Пачино и Робертом де Ниро,- так и пустышку. Можно сделать даже классическую комедию комедию а ля «Полицейские и воры» 1951 года со знаменитым комиком Тото. Что же мы имеем в нашем случае?
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Мы живем в Лос Анджелесе. После такого фильма страшновато выходить на улицу и тем более посещать какой-либо банк. Ибо, как сообщается с первых же минут картины, в этом городе практически каждый час происходит ограбление подобных учреждений. Как это делается – показывается опять же с первых минут, когда бандиты вступают в бой с полицейскими и расстреливают последних как цыплят.
Не имеет смысла обсуждать художественные достоинства или недостатки этого фильма, снискавшего восторженные отзывы тех, кто любит смотреть на тестостеронные поединки накачанных бычков. В этом фильме трудно отличить полицейских и злодеев – и те, и те агрессивны, грубы, действуют вне закона и правил. Привычным стало во многих американских боевиках не брать преступника в его квартире, в парадном или хотя бы при выходе из дома – нет, надо подождать, пока он усядется в машину, и тогда начать погоню, круша все подряд. Как зрелищно сталкиваются машины, взрываются, рапидно переворачиваются в воздухе! Но впервые, пожалуй, в американском кино полицейские решают брать вооруженных до зубов бандитов… в огромной автомобильной пробке. У полицейских автоматы, у бандитов тоже, и даже пулемет. Вот они и крошат друг друга, а заодно и тех, кто сидит в машинах… Вертолеты или какие-то отряды спецназа, видимо, в Лос Анджелесе отсутствуют, чтобы не мешать кровавой каше.
Джерард Баттлер, создавший образ трагического Призрака в знаменитом фильме «Призрак Оперы», или запоминающегося царя Леонида в «300 спартанцах», здесь скован брутальностью примитивизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специалисты по охране психического здоровья спорят о том, вредны или полезны фильмы о насилии. Зритель заряжается агрессией или ее сбрасывает? Но фильм фильму рознь. Если в «Схватке» ты погружаешься в мир психологии, даже психопатологии преступника и полицейского, и видишь в них живых и страдающих людей, то в картине Кристиан Гьюдгэста сопереживать некому. Остается лишь лицезреть мачизм и агонии. Поэтому вряд ли такие фильмы способствуют нашему душевному благополучию. И трудно ответить на вопрос - кто же омерзительнее: полицейские или воры?
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): -4
Пси-Индекс (охраны психического здоровья, от +5 до -5): -4