Найти в Дзене
Thisis.Media

ПОЧЕМУ В ЭПОХУ ПОСТПРАВДЫ НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ ДАЖЕ СЕБЕ

Ежедневно в нашей голове роится колоссальное количество мыслей. От похотливого желания присунуть в туалете той красотке, до вопроса, зачем же, черт возьми, жить дальше. И почему-то мы привыкли думать, что наш разум, где рождаются, горят и умирают тысячи сверхновых мыслей — это что-то неприступное. “Цитадель одиночества”, куда без нашего ведома не сможет проникнуть ни один Лекс Лютер. Однако это не так. И хотя полиции мыслей пока еще не существует, забраться в вашу черепушку и посеять там нужные семена уже сегодня не составляет никакого труда. Управление реальностью — не сказки из фантастических фильмов, а вполне себе сегодняшний день. Ведь, посеяв нужные идеи и изменив призму, через которую вы видите мир, можно нарисовать абсолютно любую картину у вас в голове. А когда эту картину вместе с вами видят миллионы, она становится уже не призрачным миражом, а вполне себе обыденной действительностью.

Что вообще такое реальность? Тут, как обычно, возникает задачка о двух стульях (куда ж сегодня без нее). Допустим, у нас есть помидор. Объективная реальность заключается в том, что этот помидор может быть каким угодно. Для какого-нибудь абстрактного Вовы помидор — это любимый овощ: огромный красный плод, слегка приплюснутый сверху. Вова обожает помидоры, потому что они у него ассоциируются с воспоминаниями о детстве: как он приезжал в солнечный Крым, как бегал голенький по бабушкиному огороду и, сорвав сладкий, налившийся солнцем помидор, вгрызался в его мягкую плоть. А вот какой-нибудь абстрактный Леша терпеть не может эти помидоры, потому что в детстве его только ими и пичкали: кислыми, зеленоватыми и хрустящими, как огурец. И вообще, этим чертовым помидором ему один раз в лицо заехали. Формально, они оба правы, ведь помидоры бывают и красными, и зелеными, и гнилыми, и свежими — это и есть объективная реальность. Но Вове сильнее всего запомнились именно сочные бабушкины помидоры, а факты о том, что они могут быть другими, отошли на второй план. Именно поэтому он искренне недоумевает, почему Леша считает помидоры невкусными.

-2

Кусок каких-либо фактов, эмоции и опыт, связанные с этими фактами, можно назвать субъективной реальностью. Субъективная реальность — это и есть тот самый мир, в котором каждый из нас живет. И, думаю, вы догадываетесь, что вселенные разных людей порой могут отличаться весьма значительно. Какой-нибудь Абрамович вообще может жить в параллельной вселенной, хотя и вы, и он топчете одну и ту же планету. Но в мире Абрамовича нет бомжей, так как из-за тонированного окна майбаха их просто не видно. А метро для него является каким-то полнейшим абсурдом, ведь зачем закапывать поезда под землю, да еще и ездить на них, если есть вертолет? Нет, конечно, миллиардер слышал и про бездомных, и про подземку. Но для него эти вещи являются понятиями настолько далекими и абстрактными, как для любого россиянина честные выборы. Точно так же в мире юного царевича Будды не существовало смерти, страданий и болезней. Он просто о них не знал, пока не сбежал из замка. Когда же в субъективную реальность начинают верить миллионы, она начинает затмевать объективную. И весь этот массовый психоз тактично именуют общественным мнением. 

Любую субъективную реальность можно смоделировать. Конечно, если вы попытаетесь создать свои законы физики и построить самолет на основе этих физических законов, то расшибетесь в лепешку. Гравитация — сука бессердечная и ей абсолютно наплевать, во что вы там верите. Но вот напридумывать все остальное, нарисовать свою картину мира, крайне далекую от объективной реальности, проявив недюжинные гимнастические способности ума, вполне возможно. И, конечно же, к этому не могли не приложить свои волосатые лапищи всякого рода партийцы, управленцы и прочие номенклатурщики. Ведь управлять сбродом, каждый из членов которого навоображал себе невесть что, крайне сложно. Гораздо проще выдумать единую для всех реальность по ГОСТу, где помидоры — это обязательно овощ, обязательно красный и вкусный. Причем, наши помидоры — самые помидористые, а их — гнилые и спидозные. 

Но пропаганда — довольно примитивный и топорный способ управления общественным мнением. Потому что, когда на телеканале, принадлежащем Сеньору Помидору, Чиполлино называют нацпредателем и экстремистом, скорее всего, вы догадаетесь, что это не совсем так и вам пытаются промыть мозги. Ведь, зная источник пропаганды, можно догадаться, против кого она направлена и какую картинку хотят нарисовать у вас в голове. Казалось бы, с появлением интернета работа всякого рода пропагандистов сильно усложнилась: теперь любое высказывание можно проверить в два клика. Тем не менее, получилось немного иначе. Интернет нам представляется эдаким островом свободы, где может высказаться каждый и царит плюрализм мнений: равенство, братство и очень много порно. Однако это приводит к тому, что отследить источник появления информации порой становится практически невозможно. Разлетаясь по глобальной сети с помощью репостов и сообщений пользователей, которые не особо утруждают себя проверкой фактов, информация становится обезличенной. Классическим примером может служить распространение слухов, которые были вброшены пранкером Вольновым, во время недавней трагедии в Кемерове. Появившись вроде бы ниоткуда, скриншоты переписок о сотнях погибших мгновенно распространились по социальным сетям. Не видя кукловода, мы начинаем думать, что и намерения промыть нам мозги нет. Ведь куклы танцуют сами по себе и говорят свои мысли, а не то, что кукловод хочет до нас донести. А значит, пропаганда будет бить прямо в цель, ведь вы даже не будете догадываться, что вами пытаются манипулировать. Потребляя информацию и якобы независимые мнения, вы генерируете мысли, с полной уверенностью полагая, что сформировали собственное мнение, в то время как вам его кто-то внушил.

-3

Более того, это только кажется, что на этом пресловутом острове свободы власть принадлежит человеку. По статистике, больше половины интернет-трафика — 61,5%, генерируется компьютерными программами, работающими самостоятельно. Другими словами, 60% трафика создается ботами. И даже малая часть этих ботов может поднять информационную волну, которую подхватят рядовые пользователи и которая приведет к изменению общественного мнения. Иначе это называется астротурфингом. Машины в интернете, словно в “Матрице”, внушают вам мнимую реальность. С той лишь разницей, что за этими машинами стоят вполне себе конкретные люди. В январе 2011 года появился закрытый конкурс на исследования, связанные с формированием общественного мнения через интернет под кодовыми названиями “Шторм-12”, “Монитор-3” и “Диспут”. По данным газеты «Коммерсантъ», заказчиком исследований выступила Служба внешней разведки РФ. Службе понадобились “исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей” (“Диспут”), “исследования методов негласного управления в интернете” (“Монитор-3”) и “средств продвижения специальной информации в социальных сетях” (“Шторм-12”). Проще говоря, российским разведчикам понадобился комплекс, который мог бы мониторить настроения в Twitter и Facebook, анализировать данные и вбрасывать “специальную информацию” в нужный момент. И это за пять лет до президентских выборов в США.

Интернет открывает огромные возможности для управления массовым сознанием. Ведь мы сами сливаем туда персональные данные. Банки знают, где мы обедаем и что покупаем, Uber — куда ездим поздно ночью, а Tinder — какие девушки нам нравятся. С помощью лайков и репостов, круга общения можно легко выявить наши потаенные страхи и желания и использовать их в корыстных целях. Залезть к вам голову и немного подкорректировать призму, через которую вы видите мир, стало как никогда просто. Существуют целые корпорации, которые могут создать абсолютно любую цифровую реальность под ключ. Например, Cambridge Analytica, которая моделировала психограммы человека на основе украденных данных миллионов пользователей Facebook. 

“ПСИХОГРАММА АНАЛИЗИРУЕТ ЛИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА, ЕГО ЧУВСТВА, НАДЕЖДЫ, СТРАХИ. С ПОМОЩЬЮ ЭТИХ ДАННЫХ МОЖНО ВЛИЯТЬ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛЮДЕЙ: НАПРИМЕР, НА ИХ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ВЫБОР. НАШИ ДАННЫЕ, НАШИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЕЖАЛИ В ОСНОВЕ ВСЕЙ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ДОНАЛЬДА ТРАМПА” (КРИСТОФЕР УАЙЛИ, БЫВШИЙ СОТРУДНИК CAMBRIDGE ANALYTICA)
“МЫ СОБРАЛИ ПРОФАЙЛЫ ДЕСЯТКОВ МИЛЛИОНОВ ЛЮДЕЙ. А ПОТОМ ИСПОЛЬЗОВАЛИ НАШИ ЗНАНИЯ О НИХ, ЧТОБЫ МАНИПУЛИРОВАТЬ ИХ ВНУТРЕННИМИ ДЕМОНАМИ” (АЛЕКСАНДР НИКС, БЫВШИЙ ГЛАВА CAMBRIDGE ANALYTICA)

Пропаганда сегодня мимикрирует под общественное мнение, и это мнение начинает считаться гораздо важнее фактов. Одно дело, когда вы видите статью именитого дизайнера, который утверждает, что белое — это черное. Скорее всего, вы подумаете, что он от регулярного долбления кокаиниума просто сошел с ума. Но совершенно другое, когда эта статья набирает тысячи лайков и репостов, когда вы видите сотни постов от реальных (на первый взгляд) людей о том, что белое — это, оказывается, и правда черное. Объективная реальность подменяется чьей-то искусственно созданной субъективной. И когда создается видимость какого-то единого, общего мнения, то, скорее всего, вы подумаете, что это не мир сошел с ума, а что с вами что-то не так. И, возможно, вы и правда всю жизнь заблуждались и белое — действительно лишь оттенок черного. А Океания всегда воевала с Остазией. 

Вера, как это ни странно, сегодня играет еще большую роль, чем во времена древних племен. Информация становится истинной не из-за того, что за ней стоят факты, а из-за того, что в нее верят. И не так важно, действительно ли Россия вмешивалась в выборы президента США. Главное — создать впечатление, что именно могучие цифровые богатыри посадили Трампа в кресло Овального кабинета. И если раньше наши предки верили, что молния — это гнев Господень, из-за недостатка знаний, то сейчас это происходит потому, что знаний слишком много. Ежедневно появляются тысячи новостей и миллионы трактовок. А единственным и самым простым способом разобраться в происходящем кажется вера общественности или авторитетному источнику. Причем тому источнику, который подходит к твоей картине мира. Мы психологически лучше запоминаем факты, которые подтверждают нашу позицию — психологи называют это “склонностью к подтверждению”. Тот же Трамп за первый год в Белом доме “выдвинул 1628 ложных утверждений за 298 дней управления страной”. Но это никого не волнует. Сторонники Трампа, Путина, да кого угодно, будут доверять ему несмотря ни на что, а противники не поверят ни единому слову, будет ли в нем зерно истины или нет.

Ведь мы живем в эпоху после правды, когда громким эмоциональным высказываниям верят больше, чем сухим фактам. А апеллировать к эмоциям и личным убеждениям, чтобы тебе поверили, гораздо проще. Поэтому, чтобы скрыть истину, не нужно больше врать. Достаточно утопить ее в море альтернативных фактов. Как появился человек? Возможно, это бог создал его. А возможно, это был плод миллионов лет эволюции. Или же мы вообще прилетели на куске камня из космоса. Выбирайте. Кто сбил малазийский боинг? Кто устроил химическую атаку? Версий масса.

Мы тонем в информационном потоке. И единственный способ спастись — построить лодку. Свою лодку, из того набора фактов, который нам приглянулся больше всего. Естественно, что у каждого лодка получится своя. Так что всем уже давно плевать на вашу истину и непредвзятость — сила давно уже не в правде. Люди хотят быть обманутыми. Они хотят именно тот фрагмент пазла, который бы прекрасно подошел к их мозаике. Потому что, знаете ли, менять всю картину мира из-за одного кусочка, который не вписывается в твою реальность, каким бы достоверным и объективным он ни был, никому не хочется. 

НАШ САЙТ