Сверхтяжёлый немецкий танк Landkreuzer P. 1000 Ratte, в переводе на русский Крыса, должен был стать мощнейшей машиной, так называемым сухопутным крейсером.
Как известно, руководство Германии в период Второй Мировой войны испытывало слабость к различному чудо-оружию, способному своим появлением повернуть ход истории. Бронетанковые войска не стали исключением, и, если Е-100 и Маус были хоть как-то жизнеспособны, то проект Ratte оказался оторван от реальности.
Разработка
Разработка началась в 1942 году концерном Крупп, затем, в июне того же года, его показали Гитлеру, одобрившему его. Также фюрер обсудил предложение вместе с рейхсминистром Шпеером, после чего Ратте утвердили, а его конструкторами назначили Гротте и Гаккера.
20 декабря 1942 года на свет появились первые эскизы, поражавшие воображение размерами.
Конструкция
Представьте себе махину длиной 35 метров с выступающим ещё на 4 метра орудием, шириной 14 метров и высотой 11 метров.
Теперь добавьте это самое выступающее орудие, точнее, целых два корабельных орудия ShiffsKanone C/28 калибром 280 мм и длиной ствола почти 15 метров.
Снаряд для такой пушки весил 330 кг и имел 8,1 кг взрывчатого вещества в бронебойном варианте, 315 кг и 17,1 кг в фугасном и был способен пролететь более 42 километров.
Для уничтожения воздушных и легкобронированных наземных целей имелось 8 20 мм орудий Flak 38 и 2 15 мм пушки Mauser MG151/15.
Также постоянно прорабатывались иные варианты вооружения, например, третье 128 мм орудие или дополнительные мелкокалиберные пушки FlaK 3.
Разумеется, у танка имелась и соответствующая размерам броня, точных данных о которой нет, но известна её приблизительная толщина 200-250 мм со всех сторон и то, что наиболее важные места должны были получить дополнительную защиту, сделав Ратте своеобразной крепостью, защищённой от почти всего кроме бомбардировок с воздуха и сверхмощной артиллерии.
Учитывая броню и орудия, вес одной лишь только башни подбирался к 400 тоннам, а вес Ратте целиком был около 1000 тонн.
Интересно то, что этот вес бы имел почти пустой корпус, а орудия, неучтённые здесь, весили примерно 100 тонн, не стоит забывать и про ходовую часть, двигатели, трансмиссию и прочее.
Передвигать такой танк очень нелёгкая задача, поэтому Ratte получил гусеницы, состоящие из тройных треков и шириной 3,5 метра, а вращать их должна была мощнейшая силовая установка, состоящая из 2 дизельных двигателей MAN, использующихся на подлодках, по 8500 л.с. каждый или 8 дизельных двигателей Daimler-Benz, использующихся на торпедных катерах, по 2000 л.с. каждый.
По предварительным расчётам танк мог достигнуть скорости 35-40 км/час по шоссе, что кажется весьма нереалистичным.
Завершение проекта
Сложно сказать к сожалению, или к счастью, Альберт Шпеер решил закрыть проект в начале 1943 года, поэтому Ratte так и не появился на свет, даже в качестве прототипа, хотя некоторые источники утверждают, что башня была создана и отправилась воевать в Норвегию как часть береговой батареи.
Его проект так и не был полностью проработан, поэтому сейчас известны лишь примерные характеристики и внешний вид.
- Для его создания потребовалось бы огромное количество хороших специалистов и ресурсов.
- В процессе транспортировки, немцы бы столкнулись с тем, что новый танк не способен преодолевать мосты, да и транспортироваться на дальние расстояние тоже, поскольку не помещается ни на одну железнодорожную платформу.
- Добравшись до поля боя, Крыса тоже не оказалась бы в своей стихии, поскольку огромные размеры не позволяли замаскировать танк и, вместе с плохой подвижностью, делали его отличной целью для авиации.
Гораздо проще сказать то, что Ratte оказался бы слабо приспособлен к войне, будь он всё же воплощён в металл.
Благодаря своим размерам, Ratte мог вброд преодолевать не особо глубокие водные препятствия, но вряд ли бы это сильно помогло.
Впрочем, морально воздействовать на противника у сверхтяжёлого Landkreuzer P. 1000 Ratte вполне бы получилось, но тратить большое количество ресурсов, времени и искать высококвалифицированных рабочих лишь ради этого слишком нерационально.
И это понял даже Гитлер, несмотря на свою любовь к гигантизму и чудо-оружию.