Дочка подросток просит отпустить ее на выходные в поход с одноклассниками.
а) Манипулировать?
б) Запретить без объяснений?
в) Поступить ассертивно?
Вы – родители. Вам решать: отпускать своего ребенка в поход с ночевкой или нет.
Как провести разговор с наименьшими потерями нервных клеток, если идея такого похода Вам не по душе?
а) Манипулирование. Эмоциональный шантаж.
- Мамочка, можно я в выходные пойду в поход с одноклассниками?
- Доченька, что за сюрприз? Ой, аж голова закружилась. Принеси мне лекарство! Давление все выше и выше. Когда-то принимала таблетки раз в день, а теперь все шесть. Стрессы не прибавляют здоровья! Что ты сказала? В поход хочешь пойти? Конечно, иди, о матери больной не думай! Но придется тебе потом помучиться с похоронами, когда вернешься и увидишь до чего ты меня довела. Но какое это имеет значение, если тебе так хочется в поход? Кто со мной считается? Чего мне ждать от жизни?
б) Можно запретить без обоснования отказа. Особенно, если тема обсуждается не первый раз.
- Мамочка, можно я в выходные пойду в поход с одноклассниками?
- Понимаю, что тебе хочется в этот поход, но я не хочу, чтобы ты ходила.
- Ну, почему? Я что маленькая?
- Конечно, тебе уже 15 лет, и ты не маленькая. Но я просто не хочу, чтобы ты ходила в поход ни с одноклассниками, ни с кем-то другим.
- Объясни, почему? Это не демократично: запрещаешь, а почему – сказать не можешь.
- Я не хочу, чтобы ты с кем-либо ходила в поход.
- А Юле разрешили, вообще без проблем. Не то что у меня…
- Значит, у Юли другие родители, а я просто не хочу.
В) Ассертивный подход предполагает понимание чувств другого человека, а также право высказывания своих собственных. Если ты делаешь (то-то) в ситуации (такой-то), то я чувствую (следующее).
В нашем примере: если бы ты пошла в поход с друзьями на выходные, я стала бы за тебя переживать.
- Мамочка, можно я пойду в выходные в поход с одноклассниками? Переночуем в палатке.
- Понимаю, что тебе хочется в этот поход: романтика, природа, но я не могу тебе этого позволить. Я бы вся изнервничалась, думая, как ты там, так далеко с незнакомыми мальчишками. Мне было бы страшно за тебя, я бы потеряла голову.
- Чего ты боишься? Какие незнакомые мальчишки? Там будут Макс и Антон из нашего класса и Юлька. Мы не собираемся ничего плохого делать.
- Доченька, родители всегда чего-то бояться. Думаешь, я не воевала со своей мамой? А теперь стала такой же. Мне неприятно, что приходится отказывать тебе в романтическом путешествии, но в 15 лет два мальчика и две девочки в одной палатке – это слишком.
- Ты намекаешь на что-то нехорошее? Мы не собираемся пить или что-то там еще... Просто посидеть у костра вечером – это же классно! Воздух чистый, утром хоть росу живую увижу, а то комп этот уже надоел. Мамочка, ну, пойми! Ну, ты же тоже была молодой!
- Да, я тебя понимаю, представляю, что ты сейчас чувствуешь, но у родителей доля такая: приходится быть строгими иногда. И это как раз такой случай. Я тебя не отпускаю.
Используйте в разговорах приведенную выше эмпатическую формулу:
если ты делаешь (то-то) в ситуации (такой-то), то я чувствую (следующее).
Всегда показывайте, что понимаете своего собеседника, но при этом говорите и о своих чувствах. Это поможет избежать затяжных эмоциональных конфликтов.