Доказательств существования короля Артура нет, и некоторые историки считают его просто легендой. Почему же люди столько веков верят в реальность этого правителя?
Все началось с книги. Между 1135 и 1139 гг. монах летописец Гальфрид Монмутский опубликовал на латыни "Историю королей Британии". Эта смесь фактов и вымысла описывает среди прочих монархов героического короля Артура. Книгу сразу же раскритиковал историк Уильям из Ньюборо, назвавший Гальфрида "отцом лжи" и обвинивший его в "прикрывании сказок об Артуре честным именем истории". И все же в пользу его оппонента говорят некоторые археологические данные. Например, Гальфрид пишет, что Артур родился в крепости Тинтагель на северном побережье Корнуолла. Археологи нашли там остатки укреплении. Значит, в чем то летописец отталкивался от фактов.
ВОИН ТЕМНЫХ ВЕКОВ
Еще до выхода книги Гальфрида имя Артура упоминается в древних хрониках. "История бриттов" валлийского монаха IX в. Ненния описывает его как "военачальника", разгромившего саксов на горе Бадон (это место определить не удалось). В датируемой серединой VI в. хронике Гильдаса "О гибели и завоевании Британии" об Артуре ничего не говорится, но соответствующая битва, происходившая около 500 г., фигурирует. Победа на горе Бадон упоминается также в "Анналах Камбрии" (т. е. Уэльса), где описана и битва при Камлане, в которой, по легенде, пал король Артур.
На основе этих данных некоторые историки делают вывод, что Артур мог быть христианским полководцем бриттом V в., защищавшим свою страну от саксонских захватчиков в смутную эпоху, наступившую после ухода с острова римлян. Под натиском агрессора сподвижники Артура отступили в горы Уэльса, где их рассказы стали легендами, за столетия превратившими малоизвестного война в героя мирового масштаба, якобы сражавшегося не только в Британии, но и за ее пределами.
Гальфрид основывался на этих легендах, которые, вероятно, слышал в родном Уэльсе. В своей "Истории" он описывает также красавицу жену Артура Гиневру, его племянника-предателя Мордреда и могучего волшебника Мерлина. Он также упоминает народное поверье, согласно которому Артур жив и еще вернется освободить свой народ от врагов. Его до сих пор называют "бывшим и будущим королем".
В Средние века, когда большинство людей не отличало легенд от истории, английские монархи использовали артуровскую символику для подъема патриотизма и укрепления собственного престижа. Однако к началу XVII в. скептицизм историков низвел этот сюжет до уровня сказки.
Тем временем образ Артура, нарисованный Гальфридом, приобрел огромную популярность в континентальной Европе XII-XIII вв. Куртуазные авторы обогатили британскую легенду такими элементами, как любовь Ланселота и Гиневры, рыцари Круглого стола и поиски Святого Грааля. В 1469 г. английский первопечатник Уильям Кэкстон издал "Смерть Артура" сэра Томаса Мэллори, классический свод связанных с королем легенд. "Королевские идиллии" Альфреда Теннисона пробудили интерес к Артуру в викторианскую эпоху.
Поиски исторического Артура не окончены. Некоторые документы как будто подтверждают версию Гальфрида о войнах короля вне Британии. Большинство ученых в это не верит, но британский историк Дшеффри Аш считает иначе. Он один из основателей и секретарь Комитета по изучению Камелота, дворца Артура. В 1966-1970 гг. это общество пыталось раскопать его на месте замка Кадбери. Аш относится к Гальфриду серьезно. Он обнаружил сведения о "короле британцев", вторгшемся со своей армией во Францию около 470 г. Водном документе возможный Артур именуется Риотам, что переводится как "верховный правитель".
Пока археологи и историки не найдут более убедительных свидетельств, легендарному королю суждено оставаться литературным персонажем.
Спасибо за прочтение, если понравилась статья - жмите палец вверх и подписывайтесь на мой канал, будет ещё много интересных статей.