Джаз – это импровизация, а импровизация – это джаз. Даже считающиеся классикой композиции каждый раз могут исполняться по-разному. Именно это и делает джаз музыкой свободной от жестких догматов и правил, которая, словно живой организм, живёт и развивается сама по себе. Но всегда найдутся люди, готовые дать эталонный статус той или иной манере исполнения, считающие любое отклонение фатальной ошибкой. Они буквально становятся одержимы идеей сдержать всё в рамках своего видения, не давая никакой свободы исполнителям.
Фильм «Whiplash» или, как его назвали в русском прокате, «Одержимость» вышел на экраны в 2014-м году, сделав известным на весь мир молодого режиссёра – Дэмьена Шазелла. Картина рассказывает нам о молодом и перспективном джазовом барабанщике Эндрю Нимане (Майлз Теллер). Однажды ему посчастливилось получить приглашение в один из лучших в стране оркестров, под руководством маэстро-дирижёра Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). Оба главных героя одержимы своей целью: Эндрю хочет прославиться, а Флетчер стремится вывести идеальную формулу исполнения джазовых композиций.
Сам фильм по ощущениям вышел очень реалистичным. Оно и не удивительно, ведь Шазелл снял его в рекордные 24 дня, из-за чего напряжение на съёмочной площадке передалось и на экраны. Во время съемок сцен упорных тренировок режиссёр специально долго не заканчивал дубль, чтобы довести Теллера до изнеможения. Сам Майлз, играющий на инструменте с 15 лет, в ходе создания фильма регулярно стирал свои пальцы в кровь, забрызгивая ей барабанную установку.
Потрясающий джазовый саундтрек состоит из нескольких частей: классических джазовых стандартов, а также оригинальных композиций, которые были написаны давним другом режиссёра – Джастином Гурвицом.