Исторические источники свидетельствуют, что в Древней Греции было трудно найти неграмотного человека среди свободного населения. В процессе обучения детям не только давали знания, но и стремились воспитать здоровых, физически развитых людей, способных защищать отечество.
Гомер определил конечную цель образовательного процесса: «Воспитывать необходимо так, чтобы человек достиг славы, превзойдя в доблести своего отца».
Первый этап школьного обучения
Мальчиков отправляли в школу с семи лет. На занятия ребенка провожал старый раб. Его называли педагогом, что в переводе означает «сопровождающий». В школе ученик под руководством учителя-грамматиста постигал чтение, письмо и счет. Дисциплина в классе поддерживалась плеткой из бычьего хвоста.
Папирус стоил дорого, поэтому на начальном этапе использовали дощечки, натертые воском. Дети выдавливали буквы концом стиля, заостренной палочки, изготовленной из металла или кости. Другой конец стиля был плоским. Им можно было стирать неверно написанное.
Учили детей декламировать стихи. Учитель вслух читал произведения Гомера, других авторов. Разучивали обрядовые песни, гимны. Педагога, обучающего музыке, называли кифаристом. Он помогал осваивать музыкальные инструменты: флейту, кифару, лиру. Греки считали, что человек не может вести полноценную жизнь, если ему не привить любовь к музыке.
Занятия в Палестре
Когда мальчику исполнялось двенадцать лет, он начинал дополнительно к основной школе посещать палестру. Обучение в ней продолжалось до шестнадцати лет. С помощью спортивных занятий развивали физические способности. Дети бегали, прыгали, плавали, метали диск и копье, учились управлять колесницей.
В палестре были гимнастические залы, бассейны, беговые дорожки. Большая часть занятий проходила под открытым небом или в тени портиков. Устраивали борцовские состязания среди воспитанников. Учитель, держа в руке палку, следил за соблюдением правил. Нарушителя ожидал удар.
Чему учили в гимнасиях
С шестнадцати лет юные греки продолжали обучение в гимнасиях. Они располагались за городом, где было много зелени. В них имелись помещения для обучения, отдыха, спортивные площадки и бассейны. Частыми гостями в гимнасиях были знаменитые философы, риторы, ученые. Они выступали перед воспитанниками.
Здесь обучали искусству красноречия, которое помогало отстаивать свою точку зрения. В будущем это могло пригодиться при выступлении в суде или Народном собрании. В гимнасиях углубленно изучалась музыкальная теория, арифметика, грамматика. Кроме этого уделяли внимание астрологии, диалектике, геометрии.
- E-mail для связи с редакцией: kott.media@yandex.ru
- Литература: wikipedia.org